Вспоров Иртыш, словно консервную банку, человек и корабль открыли малую навигацию. На четыре дня раньше, чем в прошлом году.
Капитаны пробили дорогу во льду от ремонтно-эксплуатационной базы до Зеленого острова, а на другой день отогнали от строящегося метромоста две баржи — их использовали для подвозки стройматериалов.
— Иначе, — пояснил генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» Иван Яновский, — во время ледохода их могло затереть льдами и баржи пошли бы ко дну.
Особых проблем в работе ни у Шульмана, ни у «Чудинова» не возникало — человеку помогал огромный опыт, ледоколу — неимоверная мощность.
Флотский стаж капитана Шульмана уже на пятый десяток пошел, из них 18 лет он командует «Капитаном Чудиновым» — ровно столько единственный ледокол в регионе бороздит иртышские воды.
А «Чудинов», корабль класса река — море, имеет водоизмещение три с половиной тысячи тонн и мощность пять тысяч лошадиных сил — так что пробить дорогу даже сквозь метровой толщины ледовой панцирь для него не проблема. Иртышский же лед в этом году не толще 40 сантиметров. И вообще, «Чудинов» в свое время вместе с атомным ледоколом «Ленин» в одной упряжке пахал, а по Иртышу он может свободно ходить даже зимой.
Сделав свою работу, капитаны не торопятся на покой. Ледокол, как тот бронепоезд из песни, «стоит на запасном пути»: не ровен час где-нибудь возникнет ледовый затор — и нужно будет на помощь спешить. А то ведь, упаси бог, зальет берега, затопит.
— Омску затопление не грозит, — успокаивает Юрий Иосифович, — в черте города лед разрушается быстрее, чем на севере области.
Зато жителям Знаменки или Тары расслабляться не стоит. Впрочем, и унывать ни к чему — «туда не так уж и далеко добежать, если случится какой-нибудь форс-мажор», как выразился капитан ледокола.