В Омской области, по мнению разработчиков концепции национальной политики (среди них, к примеру, известный омский ученый, профессор Николай Томилов, заместитель губернатора Алексей Казанник), считают, что к настоящему времени накопились серьезные предпосылки для принятия специальной программы по национальной политике. Во-первых, наша область стала приграничной. Во-вторых, она стала привлекательной территорией для мигрантов. К примеру, вынужденных переселенцев в настоящее время насчитывается более 160 тысяч, три четверти из них прибыли из Казахстана. Что особенно интересно отметить, ежегодно в Омскую область переселяется по две-две с половиной тысячи коренных жителей этой республики — казахов. И они в большей степени озабочены расширением своего участия в государственной, социально-экономической, научной, культурной жизни Омской области и России в целом (они составляют сегодня 3,9 процента от всего населения области).
Немецкое население Омской области, наоборот, в большинстве своем использовало в 80-90-х годах право на выезд в Германию на постоянное жительство. Однако в последние годы все отчетливее проявляется тенденция реэмиграции российских немцев. Так, если к 1994 году в Омскую область вернулось всего 105 человек, то с 1996 по 2000 годы реэмигрировало уже больше 800 человек.
— Вместе с тем с каждым годом становится все более очевидным, что самочувствие всех народов России зависит, прежде всего, от государственного решения «русского вопроса», -считают председатель оргкомитета по делам национальной политики, религии и общественных отношений Алексей Казанник и его единомышленники.
О глубине этнического кризиса русского народа можно судить не только по его вымиранию в среднем на полмиллиона граждан ежегодно. Постепенно утрачивается государствообразующая и государствосберегающая функции русских.
Еще один индикатор кризиса -усиливающийся натиск далеко не лучших образцов американской культуры. Осуществление глубоко продуманной на Западе и далеко идущей кампании приводит к забвению подлинно русских традиций, потере исторической памяти и превращению великого русского народа в «русскоязычное население». Не случайно за 1991-1995 годы около 10 миллионов русских сменили свою национальность на престижные по западным стандартам национальности.
Главная цель, которую преследовали разработчики концепции государственной национальной политики в Омской области, — создание на территории Омского Прииртышья более благоприятных условий для полноправного развития представителей всех наций и народностей, проживающих здесь. Но в то же время — это и меры по подъему русского самосознания на региональном уровне.
После того как Алексей Иванович представил суть концепции национальной политики, у членов коллегии поначалу возникло было сомнение. А вправе ли субъект федерации заниматься разработкой подобного документа? Не является ли национальная политика прерогативой исключительно федерального правительства? Но после обмена мнениями все пришли к выводу, что ничего противозаконного в обсуждаемом документе нет. Может, мы и опережаем федеральные органы, принимая концепцию национальной политики, однако это вовсе не прецедент. В свое время мы раньше федеральных органов приняли, к примеру, закон, запрещающий распространение в области порнографической эрзац-литературы и видео. Областная администрация раньше федерального правительства приняла постановление по поддержке участников контртеррористических операций в Чечне. И список этот можно продолжать… Вполне может статься, что и утвержденная 9 апреля концепция станет основой для разработки крупномасштабной федеральной программы в области межнациональных отношений на территории России.