Участники конференции — представители общественных организаций, административных и контролирующих структур, экологи, научные работники и просто «сочувствующие» — обсудили комплекс проблем, сложившихся вокруг главной водной артерии Омска, и пришли к весьма неутешительным выводам.
С каждым годом возможностей спасти Иртыш, а вместе с ним и всех нас от экологической катастрофы становится все меньше. Процесс загрязнения воды не то что не идет на убыль — он практически неуправляем и приобретает убийственный для реки размах. Если на ситуацию не повлиять сегодня, завтра студенты-химики начнут изучение знаменитой таблицы гениального Менделеева по иртышской воде. Уже сейчас в ней можно найти нефтепродукты, медь, цинк, фенолы, железо, марганец. Уровень же предельно допустимых концентрации различных вредных веществ превышает нормы в пять-шесть, а иногда и в десятки раз.
Загрязнение идет сразу с нескольких сторон. Промышленные стоки достигают нормальной очистки лишь на 0,85 процента от общего объема, который проходит через очистные сооружения. Существующая лишь на бумаге ливневая канализация способствует другой напасти: вся грязь омских улиц после обильного дождя или во время весеннего паводка напрямую плывет в Иртыш. Кроме того, так и не построен дюкер через Омь. Вносят вклад и автолюбители, которые предпочитают мыть машины прямо на берегу реки: правильно, зачем разоряться на автомойке? Такое впечатление, что у нас нет детей и внуков, которым предстоит жить в этом городе, дышать этим воздухом, пить эту воду…
Отдельная тема — беспорядок, а точнее, полный бардак на побережье. Здесь можно найти все что угодно: мусорные свалки, отходы всевозможных производств, останки каких-то деревянных конструкций, бесхозные проржавевшие суда… Картина в черте города — приятного мало. Так что время для прогулки на теплоходе лучше выбирать ночное. Впрочем, аналогичная история и в сельских районах. Это в очередной раз показала экологическая экспедиция, которая состоялась минувшей осенью. Чего только нет по берегам рек!
Есть и опасности другого плана. К примеру, обмеление реки после строительства водохранилищ в верховьях Иртыша. По-прежнему не снята угроза ртутного загрязнения отходами Павлодарского химкомбината. Ртутное озеро приближается к реке, а строительство заградительной стены приостановлено. Из 700 необходимых метров возведено немногим больше ста. Между тем, по сведениям экологов, в Павлодаре уже отмечены случаи ртутной интоксикации людей. В 2000 году их было порядка двадцати, в 2001-м — уже более 160…
В общем, чтобы не заметить все беды Иртыша, нужно очень сильно постараться. Однако, как прозвучало на конференции, каких-либо значительных подвижек в сторону улучшения ситуации пока нет. Единственное, на что возлагаются большие надежды, — это стартовавший в минувшем году проект трансграничного управления водными ресурсами бассейна реки. Цель — наладить взаимодействие ответственных структур России и Казахстана, дабы совместными усилиями решать накопившиеся проблемы. Правда, смущает один момент: и специалисты, и деньги для проекта — не местные. О нас заботится Европа. А мы-то что? То ли здесь жить не собираемся…