Во время ледохода. Зрелище оказалось достаточно впечатляющим и лишний раз убедило французов в том, что за экологическое равновесие этой важной водной артерии следует бороться.
Нынешнее двухнедельное пребывание заграничных экспертов в Омске и Казахстане посвящено очередному плановому собранию Иртышской подкомиссии, на котором определятся задачи следующего этапа проекта. Хотя его первая часть — сбор информации по состоянию Иртыша — до сих пор не закончена. Несколько тормозит работу отношение к проекту некоторых необходимых в деле организаций, поначалу встретивших французов с подозрением и вопросами типа: вам-то зачем это надо? Так что попутно Аксель Жюли с коллегами изучают русский и казахский менталитет и с помощью аргументов устанавливают доверительные отношения. Прямого интереса у Франции к нашей реке, по его словам, действительно нет. Она выполняет роль посредника между двумя странами. Поскольку, как показали долгие годы проб и ошибок, самостоятельно и по-соседски решить речные проблемы мы не в состоянии.
Между тем отношение к воде у французов особое. В стране работает специальный комитет по управлению водными ресурсами и шесть соответствующих парламентов. Правило «деньги, которые берутся с воды, должны возвращаться в воду» им удалось претворить в жизнь. Проще говоря, все, что платят тамошние потребители за пользование живительной влагой, тратится не куда-нибудь, а исключительно на сохранение и обогащение водных ресурсов. Успешная 35-летняя практика в этой области сейчас оказалась необходима всему миру. Разработанные французами проекты по управлению бассейнами рек действуют в Европе, Латинской Америке, Индии. Да и в России Иртыш — не первый преемник зарубежного опыта. Бассейны Москвы-реки и Оки уже находятся под контролем специалистов.
К сожалению, по мнению французов, наш водный кодекс слишком односторонен. В их планах — создать единое законодательство по управлению водными ресурсами, которое действовало бы везде. Только объединив усилия, мы можем передать будущим поколениям чистые и здоровые реки.
А для этого Международный фонд окружающей среды не жалеет ни времени, ни денег. К слову сказать, иртышский проект тоже проводится на субсидии французского правительства. Правда, финансировать работу Франция соглашалась при том условии, что в управлении Иртышом будет задействован и Китай. Без его участия, естественно, все труды окажутся напрасными. Однако КНР в союз с соседями вступать пока не соглашается, мотивируя это тем, что у нее и своих интересных проектов предостаточно. Это ведь только по французским законам окружающая среда границ не имеет… А так — каждая страна вправе распоряжаться водой на своей территории как ей вздумается.
В общем, пока зона действия проекта начинается на китайско-казахстанской границе (Буран) и заканчивается нашей Краснояркой. Но эксперты не теряют надежды и продолжают переговоры. Ведь когда занимались Рейном, вспоминают французы, вообще нужно было согласие аж пяти стран. И получилось!