НА ПУТИ К НОВОЙ СИСТЕМЕ БЮРОКРАТИИ

НА ПУТИ К НОВОЙ СИСТЕМЕ БЮРОКРАТИИ

Омск сегодня стоит на пороге создания новой системы бюрократии. Той бюрократии, когда со столов чиновников исчезнут кипы бумаг, когда управленец получит возможность оперативно реагировать на любое изменение в собственной структуре, когда, наконец, решение по любому вопросу будет приниматься виртуально...

Электронную бюрократию специалисты сегодня называют прогрессивной. Поговаривают даже, что такое новшество способно вывести нас из кризиса… По мнению разработчиков данной системы управления, омские чиновники станут общаться друг с другом через интегрированную электронную сеть года через два… Не так давно в рамках дней информатизации на базе департамента муниципального заказа прошёл семинар, посвящённый данной проблеме. Что принесёт новый документооборот жителям нашего города? Облегчит ли он жизнь рядового омича или всего лишь упростит работу управленца? Конечно, результаты злектронного документооборота мы ощутим на себе (или не ощутим) лишь через несколько лет. А пока мы предлагаем читателям «Третьей столицы» взглянуть на проблему изнутри. Итак, как же выглядит управление через электронную сеть глазами чиновника?

— Прежде чем говорить о новой системе управления, — обращаюсь я к заместителю главы администрации города Омска Геннадию МАЛИЦКОМУ, -хотелось бы, чтобы вы оценили сегодняшнее положение дел во власти. Даже для человека, приехавшего в Омск погостить на несколько дней, не новость, что наш город не живёт, а выживает. Предпосылок к этому, в том числе и объективных, немало. Что же происходит сегодня в коридорах муниципалитета?

— Сегодня мы пришли к тому, что основные элементы управления не связаны между собой. Центры принятия и координации решений исчезли. Формально они, конечно, существуют. Но по сути своей не выполняют возложенных на них функций. И это проблема не только Омска. Это проблема всей России. Я полагаю, что людям, знакомым с властью, аргументировать данное положение не нужно. Для того чтобы пробить какое-то решение, можно ходить по коридорам соответствующих инстанций месяц, два, полгода… И решение всё равно принято не будет.

При этом мы часто забываем о том, что управление на данном этапе — ресурс более важный, чем финансы. А ведь это очевидно. Мы дожили до того, что денег уже нет, «съели» всё… А за счёт чего создаются финансы и другие ресурсы? За счёт правильного управления. Причиной нашей бедности зачастую является неквалифицированное управление. И в оздоровлении ситуации нам могут помочь новейшие технологии. Лишь переведя ту или иную процедуру управления в электронный вид, мы сможем закрепить ее. Только в этом случае каждой структуре будет отведена совершенно чёткая роль.

— Но разве нельзя восстановить нормальный управленческий процесс, не закрепив его в информационных технологиях? Иными словами, — отладить механизм и работать по старинке?

— Можно. Но в этом случае весь процесс не будет прозрачным и управляемым со стороны. Когда вы работаете в электронном режиме, внести волюнтаристское изменение в какую-либо процедуру вам уже не удастся. Вы просто обязаны выполнить процедуру и всё… Таким образом, информатизация толкает нас к созданию новой организационно-управленческой культуры и закрепляет её. Здесь строятся совсем другие взаимоотношения между управленцами. А сегодня мы работаем с бумагами и имеем приблизительно 50 % исполнения того, что написано…

— Но ведь можно не выполнять и того, что передано вам в электронном виде…

— Вы просто не сможете этого сделать. В тех случаях, когда очень важно соблюдение процедуры, мы в состоянии поставить такие заслоны или условия, что в случае невыполнения какого-либо действия дальше процесс не пойдёт.

— Но захотят ли в этом случае чиновники переходить на электронный документооборот?

— Вопрос «захочется или не захочется» не стоит. Соблюдение закона обязательно. А если это самое соблюдение обеспечивается электронными технологиями, то невыполнение закона более чем затруднительно. Конечно, пробивается новая технология с трудом, ведь она лишает руководителя определённой степени свободы.

— А лишит ли новая технология чиновника возможности использовать выделенные средства, мягко говоря, не по назначению?

— Строго говоря, по действующему сегодня законодательству, у руководителя такой возможности уже нет. Это, конечно, в идеале… Какой способ проверки сегодня существует? фискальный контроль. Но это не единственный и не самый лучший способ. Фискальный контроль даёт возможность оценить действия управленца, в случае необходимости принять меры по факту проведённой проверки и всё… А много ли пользы в исправлении просчётов руководителя задним числом?

Новые технологии позволят управленцам работать оперативно, в режиме реального времени. Сегодня на получение обратной связи подчас требуется не меньше месяца. Как в этих условиях мы можем быстро реагировать на изменения ситуации? Взять хотя бы энергетику. Прошёл февраль. Чёткие данные по должникам, по общему состоянию дел в подведомственных структурах мы получаем после 25 марта. А нам необходимо управлять процессом уже сейчас, а не в апреле. И сегодня, благодаря информационным технологиям, у нас такая возможность появилась… И это важно, когда вместо нербходимых 8ОО миллионов рублей в бюджете на энергетику есть всего лишь 500…

— Каким же образом новая технология может в лучшую сторону изменить жизнь омичей?

— Электронный документооборот делает власть открытой для людей. Муниципальная власть ведь в принципе публична, и человек должен иметь возможность видеть, как она работает. Другой вопрос — есть закрытая информация, которую нужно надёжно защищать…

— Иными словами, я не только узнаю, сколько денег в этом году выделено, скажем, на образование, но и как расходуются средства внутри конкретного управления?

— В идеале — да. Вопрос в другом: нужно ещё определиться, какая информация будет закрыта для всеобщего обозрения.

— А ускорит ли управление через электронную сеть рассмотрение жалоб жителей города?

— Я приведу вам пример пятнадцатилетней давности. Когда я работал в куйбышевском исполкоме, мы в числе первых перевели все обращения граждан в систему электронного учёта. Работали мы ещё на первой модели советского компьютера. Раз в неделю у меня на столе появлялась диаграмма, в которую были занесены все 100% обращений: сколько из них уже решено, сколько осталось… И каждую пятницу у этого единственного компьютера специалисты сверяли результаты своей работы за неделю. Жалобы не залёживались. A сегодня информатизация является не только средством помощи в работе, как это было раньше. Она уже начинает конструировать, закреплять и даже подталкивать нас к новой организационно-управленческой структуре. К новой системе бюрократии, в хорошем смысле этого слова…

Конечно же, всё вышесказанное — всего лишь взгляд на проблему управления глазами чиновника. О всемогуществе же Интернета говорится сегодня немало. Представители омского бизнеса уже давно поняли, что без «всемирной паутины» успешно решать деловые вопросы невозможно. Сегодня и власть подошла к тому рубежу, когда возникает необходимость виртуального управления… А вот ещё один взгляд на новые взаимоотношения власти и электронных технологий. Своим мнением по поводу грядущих нововведений делится исполнительный директор «Агентства развития социально-информационных технологий» Кирилл МАКАРОВ.

— На Западе уже давно правительства различных стран присутствуют в сети. Там любой человек может наблюдать за деятельностью подразделений властных структур. Таким образом, формируется то, чего нам сегодня не хватает, — доверие. Налогоплательщики наглядно видят, как чиновники распоряжаются их деньгами.

— Кирилл, сегодня ваше агентство воплощает в жизнь идею новых электронных взаимоотношений в структуре власти. Как это происходит?

— До недавнего времени в Омске не было площадок, где власть, бизнес и рядовой пользователь ПК смогли бы встретиться. Наша задача — свести их вместе в Интернете. Для этого мы проводим Интернет-форумы. Это как раз та самая площадка, пусть пока временная, на которой люди могут общаться с властью, могут обсуждать проекты, предложенные муниципалитетом, голосовать за них. Здесь возникает обратная связь, существующая в реальном времени. Подобные мероприятия уже начинают проводиться в Омске в рамках дней информатизации. Кроме того, сегодня у городской администрации существует свой официальный сайт. Внутри него есть даже такая служба, как письмо мэру…

— Можете ли вы назвать какой-нибудь конкретный проект, предложенный городской администрацией, в обсуждении которого активно бы принимали участие омичи?

— О реальных делах говорить ещё рано. Конкретики во взаимодействии власти и омичей не будет до тех пор, пока не выработана стратегия. А разрабатывается она лишь в течение последнего полугодия.

— Сколько же потребуется времени на то, чтобы власть перешла на новую систему работы?

— Два года.

-И за этот непродолжительный срок вы рассчитываете изменить психологию чиновников?

— Психология вообще будет меняться быстрее. Многие чиновники уже готовы к восприятию новой технологии, их не нужно переубеждать. Ну а те, кто не готов, просто уйдут в сторону. И это объективно…