А НУЖЕН ЛИ СЛУДНОВ РОССИИ?

А НУЖЕН ЛИ СЛУДНОВ РОССИИ?

Московские функционеры вынуждают именитого спортсмена перебраться за океан

Виновен… Кажется, такой вердикт вынесли функционеры от спорта многократному чемпиону мира, бронзовому призеру сиднейской Олимпиады Роману Слуднову. Как будто бы и обвинять больше некого за провал на прошедшем в Москве чемпионате мира по плаванию. В самом деле, 49 российских пловцов так и не сподобились завоевать ни одной золотой медали. А претендент номер один на награду высшей пробы от участия отказался. Почему? Причин несколько. Одна из них, пусть и не самая главная, кроется в словах Романа: «С возрастом я становлюсь пессимистом. Я устал смотреть на этот бардак, который творится вокруг спортсменов…» В этих словах горькая правда, ведь именитый брассист сегодня вынужден представлять Россию за свой счет…

Кажется, спортивные функционеры решили перевести Слуднова на самоокупаемость. Пусть представляет Россию на международных турнирах сколько ему угодно, но только за свой счет. Так и было на двух этапах Кубка мира, в которых выступал омский спортсмен. Впрочем, мытарства Слуднова начались еще в период подготовки к ответственным стартам. И как результат, лишь третье место в общем зачете…

— Очень подвели нас организаторы сборов, — рассказывает Роман. — В начале года, во время подготовки к первым ответственным стартам, я долгое время был вынужден тренироваться в Омске. «Альбатрос» тогда был закрыт на ремонт, и мне пришлось перебраться в открытый бассейн. Так что плавал я в «сорокаградусной» воде…

Перед бразильским этапом Кубка мира Слуднов все же смог уехать в Америку. Двадцать пять дней подготовки без тренера. На Наталью Рощину федерация просто не нашла средств. Как, впрочем, не нашла денег и на переезд спортсмена из Штатов в Бразилию. «На эти соревнования мне пришлось поехать за свой счет. На дорогу я потратил долларов 700-800. Естественно, никто мне эти затраты не компенсировал», — признался Роман.

И новый этап — шанхайский. Москвичи позвонили Слуднову домой, в Омск. Объяснили популярно: денег на поездку министерство не дает, хочешь, езжай на свои… Шанхай влетел в большую копеечку. Две тысячи долларов ушли у Слуднова на переезд и гостиницу…

— Пропустить этот этап я никак не мог, — говорит Роман. — Для общего зачета я должен был участвовать в соревнованиях в трех зонах: американской, азиатской и европейской. В азиатской зоне выбор был небольшой: или Шанхай, или Австралия. Мы подумали и решили, что Шанхай все-таки поближе, а значит, подешевле…

А вот с европейскими этапами все вроде пошло гладко. На эти турниры отправлялась вся сборная России. Так что Слуднов попал на них за компанию.

— К счастью, здесь я ничего не платил. Правда, в Европу я мог бы поехать и самостоятельно. Там достаточно спонсоров, которые согласны меня поддерживать. Так, например, было в Берлине. Вообще получается довольно странная ситуация. Этапы Кубка мира — официальные соревнования. Я представляю на них Россию, почему же я должен платить за это деньги?

— Роман, ты упомянул о спонсорах. Есть ли среди них российские предприниматели?

— Нет, что вы… В России очень трудно найти спонсора. В частности в Омске, куда ни обратись, получаешь ответ: мы уже спонсируем «Авангард»…

— Год назад на чемпионате мира в Фукуоке ты установил мировой рекорд, который, кажется, до сих пор никто не побил. Поощрила ли тебя федерация плавания за это?

— Мы даже не получили денег, которые заработали. Тогда федерация подписала контракт с фирмой «Снег и компания». Мы работали на нее, выходили на награждение с ее логотипами… Говорят, фирма эта обанкротилась, так что мы остались ни с чем. Единственным, кто поддержал меня после Фукуоки, — был губернатор Омской области Л. К. Полежаев. Обещанные им премиальные я получил сполна.

— Но, в основном, на жизнь ты по-прежнему зарабатываешь участием в коммерческих турнирах?

— Да, все по-прежнему. Я приезжаю на такие турниры и получаю деньги за участие. Впрочем, это не такие уж и большие средства. Если бы нам хоть немного помогали московские чиновники, которые ближе к этим проблемам, все могло бы быть иначе.

— А теперь поговорим о минувшем чемпионате мира, прошедшем в Москве. Чем был вызван твой отказ от участия в нем?

— Главная причина — болезни. После этапов Кубка мира я приехал с гайморитом, потом защемило спину. Да и сама подготовка в этом году, как я уже говорил, не удалась. Сборов на высокогорье, например, и в помине не было. Я подумал, что выходить на чемпионат просто не с чем. У себя-то дома надо не просто выиграть, необходим новый мировой рекорд…

— И ты не готов его установить?

— Если новый цикл «отработаю» по полной программе, потяну. Другое дело, что с такой подготовкой, как в этом году, я вряд ли установил бы новый мировой рекорд.

— А есть ли еще запас? Каков предел результатам на стометровке брассом?

— Думаю, что с таким прогрессом, какой сегодня наблюдается в брассе, до предела еще очень далеко. Если можно с уверенностью сказать, что к Хугенбану с его 47,8 секунды в кроле близко никто не подберется, то на новый рекорд на стометровке брассом сразу несколько претендентов. Рекорд будет побит уже в этом году.

— И много у тебя конкурентов?

— Достаточно много. Сегодня в брассе идет, пожалуй, самая серьезная борьба. Ни в кроле, ни в «спине», ни в «дельфине» нет такого соперничества, как у нас. Во всех видах сегодня есть один-два лидера, в брассе нас, как минимум, четверо — пятеро. Среди ближайших конкурентов Мозес и Лесогор, которые обошли меня на Кубке мира.

— А как ты относишься к успеху омских пловцов на московском чемпионате?

— К сожалению, успехом это можно назвать весьма условно. Единственный пловец, который действительно завоевал медаль (третье место в эстафете), — Денис Пиманков. Да и тот, насколько я знаю, представляет сегодня не Омск, а Ханты-Мансийск. Остальные ребята выступали в предварительных заплывах, а в финале эстафету плыли другие спортсмены. Денис — единственный воспитанник Омска, который оказался нужным в финале.

— Не жалеешь, что все же пропустили чемпионат?

— Нет, ничуть. Я знаю, что мог бы залечить — именно залечить, а не вылечить гайморит за два-три дня, мог бы залечить спину за неделю. Но я смотрю вперед и знаю, что меня ждет еще не один чемпионат мира, возможно, не одна Олимпиада, и мне нужно сохранить здоровье. Кстати, если верить письмам, которые приходят на мой сайт, омичи поняли меня. Люди поддерживают Слуднова, желают здоровья, удач на следующих чемпионатах. И это для меня очень важно. Ведь главный тренер сборной России, председатель федерации, чиновники очень болезненно отреагировали на московский провал. Все свои проколы и расчеты попытались спихнуть на меня. Нет на верхней ступени пьедестала ни одного из 49 спортсменов — виноват Слуднов…

Что ж, это вполне обычный для российского спорта ход. Достаточно вспомнить минувшую зимнюю Олимпиаду. Кто, по мнению чиновников, был виновен в провале больше всего? Правильно, судьи, представители продажного МОКа… А кто меньше всего? Не люди ли, получающие свою зарплату и за то, чтобы защищать наших спортсменов, отстаивать интересы страны. И помогли ли тогда функционеры нашим лыжницам и фигуристам?..

Нет, что-то странное происходит в российском спорте. Правда, в данном конкретном случае вина Слуднова несколько абстрактна. Он виновен в том, что не вышел больным на старт. Однако вернемся к разговору. Речь зашла о любви омичей к рекордсмену…

— …Значит, Роман, в родном городе ощущаешь себя популярным… А как ты, например, относишься к рекламным щитам с твоим изображением?

— Популярным? — уголки губ Романа опустились вниз, выказывая некоторое замешательство. — Не думаю, что я очень популярен. А что касается щитов… Я узнал о них лишь после их появления. Честно говоря, мне не очень нравится та фотография. Если я не ошибаюсь, она была взята из рекламного ролика. Можно было бы подойти к этому вопросу профессионально. Но раз уже дело сделано, пусть будет так, как есть.

— Мы говорили с тобой все больше о проблемах, деньгах, результатах… С тех пор как твое имя приобрело мировую известность, прошло много времени. Вчерашний мальчишка вступил в пору зрелости. Изменилось ли что-нибудь в твоем отношении к жизни?

— Потихоньку стал превращаться в пессимиста. Раньше мои родители-тренеры ограждали меня от околоспортивных проблем. Сейчас я прекрасно вижу, какой бардак твориться вокруг, каково отношение к спортсменам. Так что меня все чаще посещают нехорошие мысли. Видимо, придется покинуть страну не только ради учебы за границей. Придется сделать это ради того, чтобы тренироваться. Кажется, в России условий для этого у меня не будет.

Нужен ли Слуднов России? Вопрос этот, увы, не праздный. Сегодня омского брассиста приглашают выступать за один из американских клубов. Условия предлагают выгодные… И в самом деле, не махнуть ли Роману на осточертевших московских чиновников и не перебраться ли за океан. Думается, что там ему за свой счет выступать не позволят…