Топливо закончилось за минуту до посадки
24 марта прошлого года в международном аэропорту Коломбо, республика Шри-Ланка, потерпел крушение российский самолет АН-12, арендуемый местной авиакомпанией «Sky Cabs» («Воздушный извозчик» — прим. авт.) у омской фирмы «Антей».
Борт RA-11302 взял груз мануфактуры в аэропорту Бангкока. Командир, прикинув протяженность маршрута, условия полета и форсмажорные обстоятельства, выставил верхнюю планку загрузки в 13 тонн. Однако менеджер компании привез груза больше почти на тонну. Летчики еще раз просчитали маршрут, решили, что горючего хватит, если погодные условия будут нормальными. Еще в таиландском аэропорту синоптики давали видимость над островом в две тысячи метров, о приближении сплошного грозового фронта речи не заходило. Однако небо над Коломбо было затянуто сплошной пеленой, дождь лил как из ведра. Но наземные диспетчеры твердили «Hа полосе видимость 1000 метров». Первый заход на посадку выполнял второй пилот. Идут на снижение, высота меньше сотни метров, но посадочных огней не видно. А порывы ветра швыряют многотонную машину как пушинку, того и гляди подцепишь крылом столб освещения (такие случаи бывали — прим. авт.). Решение принято — посадка отменяйся, барражируют над островом. Но топлива осталось мало, командир сам ведет машину на второй заход. Экипаж предельно собран, в наушники летчиков радист считывает показаний высотометра, дабы ни секунду пилоты не отвлекали взгляда на другие приборы. Вновь неудача, полосы не видно. Поступила новая информация, по обратному курсу в облачности имеются разрывы, гроза там имеет очаговый характер, возможно прорваться. А ждать больше невозможно, горит лампа 15-минутного резерва топлива. Экипаж начинает выполнение маневра захода на вынужденную посадку. Вот относительно ровный пятачок в кольце пальм. Чихнул и остановился один двигатель, следом потерял тягу второй, еще несколько десятков секунд — молчат все четыре. На скорости в две сотни км в час самолет рубит ряды пальм, врезается в жилые дома. Посадка…
В живых осталось двое, почти двое…
На борту воздушного судна находился экипаж из шести человек и два пассажира. После катастрофы выжило двое — командир экипажа Александр Бокарев и второй пилот Виктор Пенчев, которому повезло больше — он жив и здоров, о трагедии напоминают только шрамы, Бокарев же до сих пор находится в коме — тяжелая травма головы. Компания «Антей» в качества страховки ни гроша не выплатила родственникам погибших и оставшимся в живых. На лечение Александра Бокарева семья собирает последние копейки, ущемляя себя в самом необходимом.
Светлана Бокарева, жена командира экипажа, вылетела в Шри-Ланку сразу же, как узнала об аварии. «Муж был в тяжелейшем состоянии — многочисленные переломы конечностей, ребер, таза, множественные ушибы и глубокие раны. Самое страшное — закрытая внутричерепная травма, явившаяся причиной комы. Месяц пилота лечили в Коломбо — Светлана не отходила от постели мужа. Наконец его состояние стабилизировалось, можно ехать на родину. Однако за транспортировку запросили шесть тысяч долларов. «Sky Cabs» смилостивилась — перевезла за свой счет. В Москве Бокаревы провели четыре месяца, за это время ушли все сбережения. Шутка ли, одна только бутылочка энтерального питания (у летчика нет глотательного рефлекса) на день стоит 400 рублей, не говоря о лекарствах. Раны зажили, хотя пришлось ампутировать правую ногу — она была раздроблена и никак не заживала. Но в сознание Саша так и не пришел.
Уже пять месяцев летчик находится в Омске. Ему по-прежнему нужны дорогостоящие лекарства и полноценное питание. Родители и семья проводят у больного большую часть дня. Стоит ли упоминать, что весь доход обеих семей — пенсия стариков и небольшая зарплата жены — уходит на лечение. Только на памперсы за время пребывания в Москве ушло более 12 тысяч рублей. Сыну Бокарева, 17-летнему Евгению пришлось бросить университет, он учился на коммерческой основе. Oставил учебу не только по финансовым причинам, трагедия подорвала здоровье не только родителей, но и детей.
Родители Александра — заслуженные врачи. Юрий Иванович — хирург высшей категории, спасший жизнь многим людям, Тамара Васильевна — доктор медицинских наук. 29 лет преподавала на кафедре акушерства и гинекологии, взрастила не одно поколение омских врачей. Ее ученики и врачи омских больниц, зная в каком положении находятся Бокаревы, месяц назад складывались по десятке, чтобы хоть как-то поддержать семью.
«Экипаж на компанию не работал!»
-заявил генеральный директор авиакомпании «Антей» Игорь Познахирев вдовам и сиротам разбившихся личиков.
Еще в Коломбо Светлана Бокарева обратилась к нему с просьбой выплатить зарплату мужа за последнее время, на что получила ответ — у «Антея» денег нет. Предложила другой вариант — выплатить из суммы, причитающейся за аренду самолета от «Sky Cabs». Этот вариант устроил обоих и деньги были выплачены за период с 16 по 24 марта. Но тут же Познахирев заявил, что Бокарев уволен из а/к «Антей» еще 6 марта, так как истек срок действия договора. На это Светлана попросила показать ей документ, удостоверяющий, что муж ознакомлен с приказом об увольнении. Но такового не увидела до сих пор и, наверное, не увидит.
В последних числах июня вымотанная жена пилота обращается к Познахиреву с просьбой провести расследование и выдать ей на руки акт по форме Н-1, удостоверяющий, что муж получил инвалидность и результате несчастного случая на производстве. Пенсия в этом случае существенно превышала бы пенсию инвалида. К тому же страховка, в размере 83 тысяч рублей от коммерческой страховой компании «Афес», которая страхует всех работников «Антея», была бы явно не лишней. Эти деньги необходимы семье, как воздух — состояние летчика не улучшалось. Ответ гендиректора исследован через неделю: «Отказать! Нет оснований! Бокарев А.Ю. работником а/к «Антей» не является и не являлся. В штате не состоял… В 2000 г. вообще никаких отношений а/к «Антей» не заключал… на 24.03.00 г, являлся работником а/к «Скай-Кэбс» Шри-Ланка».
Согласно приказу за №3 по а/к «Антей» от 6 марта 2000 года весь экипаж разбившегося борта «RA — 11302» был уволен задолго до последнего полета… но еще две недели «безработные» летчики совершали коммерческие перевозки на самолете АН-12, принадлежащем омской а/к «Антей» — прим. авт).
Директора пригласили в суд
В июле Светлана Бокарева подает заявление в государственную инспекцию по охране труда на воздушном транспорте по Западно-Сибирскому региону по поводу данного отказа. 27 декабря получает ответ, в котором четко и ясно доказано, что Александр являлся работником а/к «Антей», а не «Sky Cabs». Главный государственный инспектор по охране труда Олег Курилов обязал генерального директора Игоря Познахирева оформить акты на пострадавших по форме Н-1 (производственная травма). Но до сих пор соответствующее предписание не оформлено по закону (и не ясно, на чем основано такое упорство руководителя «Антея», ведь летчик не с дивана упал, а случилось это с ним в результате авиакатастрофы — прим. авт.).
— Был жив-здоров, все было хорошо, — говорит жена летчика. — А вот случилось несчастье и никому человек не нужен, нигде не найдешь правду. Что же это за государство, где сильные творят что заблагорассудится. У гражданина государства нет никакой уверенности и гарантий в завтрашнем дне.
Суд идет…
Первое слушание по «летному» делу, в котором Игорь Познахирев подал протест на постановление государственной инспекции по охране труда о наложении на него штрафа за неоформление акта о несчастном случае, состоялось в Куйбышевском районном суде 12 февраля. Судья, рассмотрев предоставленные по делу материалы, посчитала их недостаточно ясными и отменила решение трудовой инспекции в отношении президента фирмы «Антей». Однако, уверяют инспектора, это был суд первой инстанции, последнее слово еще не сказано.