Весьма популярный в советские времена лозунг, призывающий восславить мужество наших женщин, к сожалению, не потерял своей актуальности. Наше общество, подчеркивает главный психотерапевт области Олег ШАЛЕВ, по своей психологии очень мужское, и оно заставляет женщин перенимать многие мужские качества, становиться более мужественными, чтобы выживать в нынешних условиях. Поэтому сегодня уже никто не удивляется, когда женщины овладевают мужскими профессиями, берут на себя многие мужские функции.
Вместе с тем русские женщины очень сильно отличаются от живущих на Западе. И различия эти следует искать прежде всего в психологии. Наши соотечественницы, как ни странно, сумели сохранить в себе способность быть женщинами, с присущими им качествами преданности, чувствительности, отзывчивости. Не случайно ведь так высоко ценятся во всем мире русские жены.
Если же говорить исключительно об омичках, продолжает Олег Анатольевич, об их индивидуальных чертах внешности, характера, психологии, необходимо вначале вспомнить о том, что представляет собой город, в котором все мы живем, совершить экскурс в его историю.
Известно, что создавался Омск как административный и военный объект, то есть крепость, в задачи которой входило управлять территорией и оберегать окрестные земли. Поэтому люди, которые тогда приезжали в Сибирь, несли в себе определенные психологические черты. Это были либо достаточно сильные управленцы, либо военные — люди мужественные и привыкшие подчиняться приказам.
Кроме них, в Омск также нередко попадала публика, не особенно хорошо вписывающаяся в социум, которая активно выражала свое «я», поскольку собственные желания в них преобладали над чувством долга.
Мы прекрасно помним, что Сибирь долгие годы была местом ссыпки и каторги, что тоже внесло особенности в местный менталитет. К тому же и высокие военные и гражданские чины, находившиеся на государевой службе, ехали в нашу глушь из столичного блеска отнюдь не с легким сердцем.
Психологи утверждают: волевые и склонные к риску мужчины чаще всего соединяют свою жизнь с женщинами особого типа — беззаветно преданными, либо с такими, которые, хотя и в меньшей степени, но сами готовы рисковать и пускаться в приключения. Таким образом, в Омске в те далекие времена преобладали всего два основных типа женского населения — женщины жертвенные и несколько авантюрные.
В любом случае они следовали в Сибирь вслед за мужчинами. Но если наши герои попадали на эти необжитые земли не по своей воле, а чаще по высочайшему повелению или приговору суда, и для них это было достаточно сложным и не всегда приятным решением, то их спутницам подобный психологический негатив был неведом. Женщины стремились сюда по воле собственных чувств, можно сказать, по зову сердца, поэтому они изначально не несли в своей душе того недоброго отпечатка, того вороха проблем, который был присущ мужчинам. И если какое-то отрицательное влияние на женскую психологию в Омске все же имелось, то исходило оно в большей степени от мужского населения.
Женщины вообще, как правило, более устойчивы психологически, чем мужчины, поскольку они самой природой созданы для того, чтобы испытывать нагрузки, которые не под силу сильной половине человечества. Предназначенная женщинам функция воспроизводства рода делает их выносливыми если не во всем, то во многом, и именно это определяет их более высокую, по сравнению с мужчинами, психологическую устойчивость в любой стрессовой ситуации.
При этом, продолжает Олег Шалев, женщины более расположены к саморефлексии, то есть к самокопанию. Этим объясняется то, почему, например, слабая половина человечества так любит смотреть всевозможные телесериалы, незло посплетничать, «перемыть кости» кому-нибудь. Стремление понять психологические мотивы своих действий, поведения часто приводит женщин в кабинеты психологов и психотерапевтов. К ним женщины сегодня обращаются на порядок чаще, чем мужчины, хотя у последних проблемы, как правило, бывают более значительными и глобальными.
Возвращаясь к омичкам, нельзя не обратить внимание на их особую внешнюю привлекательность. Обилие красивых женщин на омских улицах отмечают все без исключения гости нашего города, уверяющие, что нигде больше не встретишь сразу столько много красавиц.
Объяснить это, пожалуй, можно попробовать тем, что Сибирь в свое время заселялась примерно так же, как Америка. Люди сюда приезжали с различных территорий вплоть до середины XX века. Украинцы, немцы, жители средней полосы России, Севера смешивались с местным населением. Подобное перемешивание кровей, причем не обязательно разных национальностей или рас, всегда создает мощную генетическую основу. Известно, что первое поколение, появившееся от смешивания дальних кровей, не только очень жизнестойкое, но и чрезвычайно физически привлекательное, красивое внешне.
Впрочем, внешняя красота — это только половина успеха. Известно множество случаев, когда красавицы не могут найти себе спутника жизни и остаются одинокими. И наоборот, многие не особенно привлекательные женщины порой не знают отбоя от поклонников. Все дело здесь, говорит Олег Анатольевич, в привлекательности внутренней, психологической, то есть в том, что мужчины не видят, но чувствуют.
Развитию подобной внутренней привлекательности, по мнению психотерапевта, способствует именно город. Темп жизни в Омске не очень высок, несмотря на то, что он по размерам не уступает многим соседним мегаполисам, например Новосибирску или Свердловску. По характеру своему Омск слишком спокойный, его можно даже назвать флегматичным городом. Поэтому в населяющих его людях чрезвычайно развита осторожность, рассудительность. Омичи чаще, чем кто-либо, стараются тщательно просчитать последствия каждого своего поступка, стремятся к установлению прочных социальных связей. Все новое в нашем городе приживается с большим трудом, но уж если оно в конце концов входит в привычку, то становится незыблемой традицией.
Даже удивительно, как омские женщины, имея в своем характере немало авантюрных ноток, умудряются подчиняться столь вялому ритму города. Впрочем, не исключено, что они сами и создают для него основу. Хотя, как считает Олег Шалев, флегматичным Омск кажется в основном только за счет мужчин. Омички же по натуре скорее сангвиники, то есть они более жизнерадостны, динамичны, активны. Однако, к счастью или к сожалению, пока их роль в жизни города гораздо меньше, чем могла бы быть.
При этом нашим женщинам не обязательно стремиться во власть или посягать на какие-то иные сугубо мужские качества. Возможно, достаточно было бы и того, чтобы омские женщины помогали своим мужьям формироваться таким образом, чтобы присутствие в этом их слабой руки ощущалось всеми. Пожалуй, выглядит вполне естественным, когда женщина вдохновляет мужчину, используя его энергию для того, чтобы пробивать идеи, реализовывать их в социуме, ведь мужчина по сути, своей социализатор. Понятно, что все свои дела он должен будет посвящать своей вдохновительнице, музе.
Что же касается вопроса о том, идеальны ли омички для создания семьи, главный психотерапевт области считает, что будь наши мужчины более интуитивными, чувствующими и понимающими, процент счастливых браков у нас был бы гораздо выше. Потому что, в принципе, омички в основной своей массе очень расположены к созданию гармоничной и прочной семьи в силу своего характера, они стремятся, как и все женщины, к устойчивости и стабильности.