ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ

ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ

Причудливы варианты взаимоотношений интеллигенции и власти. Почему для разговора взята именно интеллигенция? Для лучшего контраста между духовными и общественными потенциями человека

В советские времена выбор отношений интеллигенции к власти был, мягко говоря, невелик: или уход во «внутреннюю эмиграцию», или — в интеллектуальные лакеи, или o на баррикады. Последнее — это уже для людей с напрочь атрофированным инстинктом самосохранения. Во времена «советской демократии» их травили, как диких зверей. Травили и профессиональные загонщики из КГБ, и «собратья» по ремеслу, и массовка, выражавшая «народный гнев». Сахаров, Солженицын, Александр Галич, Илья Габай, Вадим Делоне, Юрий Любимов, Давид Бродский, Андрей Тарковский и тысячи менее известных «первенцев свободы» дорого заплатили за счастье поступать в соответствии со своими убеждениями. Но, по сути, именно они, а не сгнившая на корню компартия были «умом, честью и совестью нашей эпохи».

Тем, кто запальчиво утверждает, что сегодня в России демократии и на дух нет, неплохо бы вспомнить, как в советские времена можно было загреметь в лагерь или в дурдом только за свои убеждения. Очень полезное воспоминание, особенно для коммунистов.

Естественно, не надо впадать и в идеализацию нынешних реалий. Сегодня на своей «малой родине» мы имеем самый причудливый спектр взаимоотношений той же интеллигенции и власти — от непримиримой конфронтации до корректного сотрудничества и от сотрудничества до беззастенчивого обслуживания этой самой власти. А поскольку человек, как правило, изумительно талантлив в оправдании собственной беспринципности, то даже под самое откровенное «чего изволите?» у нас подкладывается идейная подоплека.

«Он знал, что вертится земля…

Но у него была семья»

Нет, и в современном российском обществе тоже немало борцов за справедливость. И вообще, эволюцию общественного сознания глупо отрицать. Но… могучий совковый инстинкт самосохранения не отменить никакими декларациями о правах человека — для этого должны вырасти другие поколения. А пока у нас даже техническая элита какого-нибудь оборонного АО на базе советского завода — и та будет годами пахать «по-черному», зарабатывая своими мозгами суперквартиры для начальства, перетерпит и новое «Вольво» замдиректора по маркетингу на фоне задержек зарплаты. И только когда уже совсем припрет — робко позвонит к нам в редакцию. А уж чтобы коллективное письмо — так для этого вообще нужна безудержная отвага и полное отчаяние.

Конечно, безнравственно СО стороны призывать людей к решительности и смелости, но, между прочим, именно поступки делают жизнь содержательной и… счастливой. Несмотря ни на что. А иначе жизнь проходит быстро и незаметно — что была, что не была.

Впрочем, это чисто риторическое обозначение проблемы. А всё остальное — на страницах нашего «Четверга».