Метростроители шли к этому событию более полугода. Еще в ноябре 2001 -го на объект поступило порядка 2,5 тысячи тонн курганского металла. Предполагалось, что нынешняя майская операция произойдет еще до наступления 2002 года. Но проблемы с финансированием «стройки века» не позволили выполнить намеченное.
К тому же запаздывало заказанное на различных заводах гидравлическое оборудование. Оно и сейчас поступило на объект не в полном объеме. Иногородние поставщики не подвели: прибыли механизмы из Ярославля и Новосибирска. Подкачал, по словам главы дирекции строящегося метрополитена Владимира Елисеева, наш родной завод подъемных машин, где должны быть изготовлены специальные «захваты». Без них уже привезенное оборудование равносильно бесполезному металлолому.
И все-таки метростроевцы вышли из непростой ситуации. Была смонтирована лебедка, тормозное устройство, с помощью которых по специальным «салазкам» первое пролетное строение начало медленное, но верное движение ко второй опоре метромоста. За четыре дня пропет прошел около 25 метров. Постепенно высвобождающееся место на Левобережье автоматически прибавило работы специалистам мостоотряда. Нужно монтировать второе пролетное строение, чтобы движение в сторону правого берега Иртыша не приостанавливалось. Благо, как отметил Владимир Елисеев, металла сейчас в достатке. Его хватит, чтобы сварить как минимум еще полтора пропета.
Всего же их будет пять. Кроме уже готового предстоит собрать еще два 115-метровых и два строения по 108 метров. Они и составляют первую «нитку» метромоста. Верхняя часть пролетов (их ширина порядка 16 метров) в готовом виде будет служить для движения автотранспорта. А середина, так называемый «короб» в перспективе станет пропускать электропоезда метро. Но это в будущем а пока…
В этом году планируется смонтировать еще четыре пролета и дотянуть первую «нитку» метромоста до правого берега Иртыша. Все опоры для этого готовы. Однако задействованному сейчас на «надвижке» оборудованию не справиться с многотонной громадой, поэтому в настоящее время решается вопрос о скорейшем изготовлении на заводе подъемных машин недостающих «захватов» для гидравлических механизмов. Они должны заменить лебедку и продолжить движение первого пролетного строения на противоположную сторону реки.
Согласно проекту, метромост будет состоять из двух таких «ниток». Вторую намечено соорудить к концу следующего, 2003 года. Объем предстоящих работ на мостовом переходе оценивается в сумму порядка двух миллионов рублей. В этом году метростроителям выделено администрацией области около 265 миллионов рублей плюс 103 миллиона из федеральной казны. На будущий год комиссия Госстроя России, где омичи защищали проект и выбивали финансирование, определила сумму почти в 1,5 миллиарда рублей.
Однако, по словам Владимира Елисеева, это вовсе не означает, что именно столько средств и поступит. В прошлом году города, в которых строятся метро, в общей сложности защитили в Госстрое сумму в 18 миллиардов. Однако реально было выделено лишь менее двух с половиной миллиардов. На всех. А к нам дошли только 103 миллиона. И все же, несмотря ни на что, продолжение следует…