Добираться до середины реки, где рабочие из Мостоотряда-63 возводят со дна Иртыша последнюю из шести опор будущего моста, надо с противоположного берега, проезжая застроенный частными домишками поселок Рыбачий. Когда мы с фотокорреспондентом подъехали на редакционной «Волге» в начале двенадцатого ночи, то можно было догадаться, какое удивление это вызвало у хозяев объекта. Но раз уж собрались на ночной репортаж, так ничего не поделаешь…
Прораб Александр Дмитриевич Удод ведет нас к центру реки. Сначала по насыпи, затем по двум крепко вмерзшим в лед баржам, перекрывающим «судовой ход» — самой глубокое место реки, по которому в навигацию пойдут корабли. Снаружи стройплощадка представляет собой большой железный короб (точнее, короба два — один в другом) с деревянным настилом сверху и одиноко горящим прожектором. Александр Дмитриевич открывает люк. Глубина короба, ярко освещенного изнутри, несколько метров.
Мы спускаемся на самый низ, туда, где работает бригада из восьми человек. Теперь мы ниже дна Иртыша на полтора метра. Толщина воды в этом месте — три метpa со стороны берега и шесть метров ближе к «судовому ходу». Ниже нас — два метра бетона, уже заложенного ранее. Торчащие из бетона огромные сваи уходят вниз еще на тридцать метров.
Сейчас бригада укладывает арматуру, чтобы затем послойно заливать ее бетоном. Насос откачивает попадающую внутрь воду (ее, впрочем, попадает немного). Еще предстоит залить три метра бетона (эта часть сооружения называется ростверком), а сверху возвести так называемое «тело опоры» — четыре ряда из уже готовых бетонных конструкций с краев (а пространство между ними будет залито бетоном). Времени у строителей немного. К предполагаемому началу ледохода (15 апреля) все работы должны быть сделаны, техника и баржи убраны.
— Сейчас строительство идет по графику, — рассказывает А. Удод. — После решения о скорейшем завершении строительства моста, принятом губернатором в конце 2000 года, финансирование идет стабильно. Наши рабочие своевременно получают зарплату (ее размер, кстати — в среднем четыре тысячи рублей). Стабильно идет поставка арматуры. Бетон мы производим сами, на базе Мостоотряда-бЗ. Уже началась поставка металлоконструкций, из которых будут сделаны опоры моста. Весна обещает быть сложной, неизвестно, какие еще будут погодные условия, как пройдут ледоход и половодье. Но с работой мы справимся.
После выполнения работ на этой опоре предстоит нарастить до проектного уровня еще четыре опоры. Высота двух из них будет 18 метров над уровнем воды, а те, которые с краев, будут пониже. А еще одна опора уже полностью готова. Как предписывает план строительства «моста тысячелетия», к концу нынешнего года должен быть построен и один из пролетов. В том, что все этапы строительства будут пройдены точно в установленные сроки, как видим, нет оснований сомневаться.