АРТАВАЗД ИСАБЕКЯН, УЧРЕДИТЕЛЬ АГЕНТСТВА "ЛОЦМАН": "МЫ ДЕЛАЕМ РЫНОК ПРОЗРАЧНЫМ"

АРТАВАЗД ИСАБЕКЯН, УЧРЕДИТЕЛЬ АГЕНТСТВА «ЛОЦМАН»: «МЫ ДЕЛАЕМ РЫНОК ПРОЗРАЧНЫМ»

В век информационных технологий ничто не ценится так дорого, как достоверная исчерпывающая информация

Артавазд Амасиевич родился 21 сентября 1955 года в городе Красногорске Московской области. Вскоре вместе с родителями переехал в Кировакан, где и окончил среднюю школу. Пытался поступить в Московский авиационный институт, но не удалось, поэтому в течение года работал токарем в Кироваканском СКБ «Автоматика». В 1973 году поступил в Новосибирский электротехнический институт на самолетостроительный факультет. После третьего курса перевелся в Казанский авиационный институт на факультет двигателей летательных аппаратов.

По распределению в 1980-м попал на ПО «Полет», работал мастером, начальником планово-диспетчерского цехового бюро. Через три года перешел в Омское моторостроительное конструкторское бюро, там трудился конструктором. В 1989 году зарегистрировал кооператив «Патент», который занимался разработкой и внедрением различных технологических систем, стал его председателем. Спустя год начал параллельно работать коммерческим директором МЖК «Октябрь». В последующие годы выступил учредителем нескольких общественных и коммерческих организаций и СМИ.

В феврале 1994 года выпустил первый бюллетень «Товарный рынок», в 1995-м — журнал «Лоцман», в 1997-м — газету «Панорама рынка», которая выходит до сих пор, в 2001-м — «Дайджест омской рекламы». А в 2000 году выступил учредителем агентства «Лоцман».

Женат, дочь учится в Екатеринбургской консерватории, сын — на математическом факультете Новосибирского госуниверситета.

В век информационных технологий ничто не ценится так дорого, как достоверная исчерпывающая информация. Однако для того, чтобы общество пользовалось этим благом, необходимо кому-то собирать, обрабатывать и обнародовать информацию. Делать все это в условиях информационной закрытости наших коммерческих и государственных структур совсем не просто. А еще сложнее — получить достойную оплату за информационные труды, потому что потребители хоть и нуждаются в информации, но платить за нее стараются как можно меньше. Одним из профессиональных омских сборщиков и распространителей информации о состоянии потребительского рынка является агентство «Лоцман». О прошлом, настоящем и будущем «Лоцмана» «КВ» решили расспросить его учредителя Артавазда ИСАБЕКЯНА.

— Что заставило вас когда-то бросить налаженную работу в КБ и пуститься в свободное плавание?

— В моторостроительном КБ я занимался испытаниями двигателей и половину времени тратил на то, чтобы внедрять информационные технологии по обработке данных. У меня было четыре авторских свидетельства на изобретения, но воплотить их в жизнь при существовавшей системе было почти невозможно. Поэтому, как только дали волю, зарегистрировал кооператив «Патент», основными задачами которого предполагались внедрение изобретений, как собственных, так и чужих, разработка различных технических систем и информационных технологий.

«Патент» разработал для мединститута систему измерения параметров кровяного давления, выполнил ряд исследований для предприятий, но уже тогда начался спад производства и стало ясно, что это не слишком перспективное направление. Мои изобретения так и не обрели плоть и кровь, немного обидно, но, может, и к лучшему. Перейдя в МЖК «Октябрь», я организовал там информационно-аналитический отдел, который проводил мониторинг данных потребительского рынка, что помогало делать коммерцию самому предприятию. Эта микроструктура и стала впоследствии основой агентства «Лоцман».

В дальнейшем мне приходилось и самому регистрироваться как частному предпринимателю, и организовывать общественные и коммерческие организации, но всегда мучили ситуации, когда не было полной информации, в результате порой принимались неверные решения. Так, мы первыми привезли в Омск кофе «Якобс», отпускную цену установили по аналогии с другими сортами, но не угадали. Реализация проходила через магазин «Восход», кофе расхватали прежде, чем мы успели сообразить и повысить цену, в результате сделали подарок омичам.

— Как проходило становление вашего информационного бизнеса?

— Большинство бизнесменов сталкиваются с ситуацией, когда нужно принимать решения, а информации для этого не хватает. Чтобы восполнить дефицит информации по товарному рынку, мы постепенно сформировали агентскую сеть, которая с определенной периодичностью фиксировала цены на оптовом рынке. 11 февраля 1994 года выпустили первый бюллетень «Товарный рынок». Первоначально основным сегментом нашего мониторинга были фасованные товары, преимущественно продукты питания, но постепенно охват товаров расширялся.

Пик нашей деятельности пришелся на 1996 год, выходили четыре тематических бюллетеня, в которых еженедельно присутствовало более 30 тысяч предложений от 3-4 тысяч фирм. Вода на рынке тогда была весьма мутная, поставщики и покупатели еще плохо знали друг друга, бурно развивался ассортимент, росло число операторов. Мы постарались заполнить информационный вакуум, в 1996-м выпустили первый справочник «Предприятия Омска», в 1997-м начали выпускать газету «Панорама рынка». Постепенно обстановка на рынке устаканилась, и мы стали переходить к более серьезным и подробным информационным продуктам, исследовали динамику изменения цен, ценовые ожидания, делали прогнозы.

Но эпоха информационного рынка закончилась с наступлением дефолта. Когда бизнес разваливается, тут уж не до информации, нужно действовать в аварийном режиме. Информация — это поток, который стимулирует покупателя, рекламу организует продавец для решения своих задач. После дефолта условия на рынке стали складываться в пользу рекламы, нам пришлось активнее занимать эту нишу.

— Что хорошего можно сказать об омских рекламодателях?

— Большинство омских бизнесменов информацию о себе дают охотно, а вот рекламу — со скрипом. Но есть и «левые» фирмы, которые шифруются, не желают сообщать о себе никаких сведений. Некоторая часть бизнеса испытывает опасения по опубличиванию собственных предложений, строит свои агентские сети. Регулярно определенное количество фирм умирает, причем среди них есть достаточно крупные и интересные. Вместо них появляются новые фирмы, которым нужно заявить о себе.

Мы стараемся дружить со всеми, с 2000 года готовим рекламный блок «Панорама рынка плюс», который размещается в нескольких омских газетах. Комплексное размещение рекламы для рекламодателя достаточно выгодно, мы гораздо слабее «Универсальной биржи», но рыночная «тайга» большая, дел всем хватает. Есть рекламодатели, с которыми мы непрерывно работаем на протяжении пяти лет, к примеру компания «Чайный мир». Нередко у наших партнеров, которые активно продвигали свои товары на рынке, происходят изменения внутри фирм, их руководству начинает казаться, что для работы им уже достаточно существующего круга партнеров, и они уходят с рекламного рынка. Обычно такая стратегия заканчивается плохо.

Блоковая реклама удовлетворяет запросы рекламодателей, которые не дают себе труда задуматься над медиапланом. К сожалению, в Омске до сих пор нет нормального мониторинга выходящей рекламы. У большинства рекламодателей нет рекламной стратегии, они решают локальные, сиюминутные задачи. При этом редко кто подсчитывает эффективность рекламных вложений, продвигается товар благодаря рекламе — и ладно.

— Что представляет собой агентство «Лоцман» сегодня?

— Наш девиз: «Мы делаем рынок прозрачным». В среднем еженедельно наш мониторинг охватывает 1,5 тысячи фирм, в результате формируется порядка 15 тысяч предложений. Все сферы рынка объять невозможно, поэтому основные наши сегменты — это «киосочный» ассортимент, основные продукты питания, техника, авторезина и автоаксессуары, нефтепродукты, стройматериалы.
«Лоцман» стремится создать условия для осознанного принятия решений как бизнесменами, так и потребителями.

Собранная информация публикуется в газете «Панорама рынка» и распространяется как база данных в электронном виде по типу «Консультант-плюса». По сравнению с «Курсом цен» у нас есть своя специфика, в «Панораме рынка», помимо рыночной информации, публикуются аналитические, новостные и исторические блоки. Мы работаем в тесном союзе с агентством «ДО-инфо» и стремимся информировать читателя, а не удовлетворять чье-то любопытство. Расследования — не наша сфера, а самые интересные новости связаны не с уголовной, а с событийной стороной жизни региона. Такого рода новости можно назвать информационным мониторингом. Одной из наших целей является создание открытой торговой системы, которая сведет воедино предложения и продавцов, и покупателей.

— По отзывам многих коллег и по моим собственным впечатлениям, сложилось мнение, что Артавазд ИСАБЕКЯН — достаточно замкнутый человек. Не мешает ли это качество в вашей достаточно публичной работе?

— Вот я никогда особой тяги к администрированию не испытывал, однако последние десять лет непрестанно приходится руководить людьми. Да, наверное, лучше быть общительным, но тогда я был бы меньшим в чем-то другом. Вся наша жизнь — это вечный поиск компромисса между тем, что тебе хочется делать, и тем, что приходится делать на самом деле. Да, мне больше по душе работать с информацией, анализировать ее, а не общаться с людьми в поисках информации. Возможно, это минус, но поздно себя переделывать.

— А что предпочитаете делать в свободное время?

— Когда подворачивается возможность, люблю постучать шариком в настольный теннис. По выходным катаюсь на велосипеде, по будням это опасно для здоровья из-за сильной загазованности выхлопными газами. Люблю курить трубку, а читаю на протяжении многих лет одну Книгу — «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Это уже даже не чтение, а смакование, заучивание наизусть.

К земельно-дачным вопросам совершенно равнодушен, радость нахожу в общении с близкими друзьями и детьми. Дочь сама выбрала профессию музыканта, без какого-либо давления с моей стороны. Я в свое время окончил всего четыре класса музыкальной школы, о чем впоследствии сожалел. Сын учится на матфаке НГУ, конечно, хотелось бы, чтобы он занялся тем же, что я, продолжил дело, но это зависит не от меня, даже не хочу попытаться навязывать свое мнение.