Рассказывать запрещено
Любопытный документ появился в стенах мэрии. Это постановление мэра Омска Евгения Белова, посвященное правилам внутреннего трудового распорядка работников администрации города. О чем толкует эта бумага? О том, например, что в день увольнения администрация обязана выдать работнику его трудовую книжку и произвести с ним полный расчет. Перечислены основные права и обязанности чиновников, например, право на продвижение по службе и увеличение размера денежного содержания при хорошей работе. Обязан муниципальный служащий соблюдать трудовую дисциплину и ни в коем случае «не допускать действия или бездействие, ведущие к нарушениям прав и законных интересов граждан». Администрация должна выплачивать своим работникам заработную плату в полном размере, а также оборудовать специально отведенные места для курения. Прямо скажем, нет ничего особенного, что бы отличало чиновников от простых граждан.
Куда как интереснее расписаны правила служебной этики. Как должны вести себя муниципальные служащие? «Достойно, выдержанно», соблюдая служебную тайну и не распивая на рабочем месте или в здании администрации спиртных напитков. Более того, чиновник не имеет права распространять сведения, «характеризующие работу администрации» или способные нанести ущерб ее авторитету. Это уже интересно. Бедняга-чиновник обязан держать рот на замке, не только когда из него рвется государственная или служебная тайна, но и просто рассказ о многотрудной деятельности на муниципальной ниве. Опять же деятельность эта может быть поощрена благодарностью, единовременной денежной премией, ценным подарком, почетной грамотой либо «помещением» передовика в Книгу Почета. За нерадивость наказывают: замечанием, выговором, предупреждением о неполном служебном соответствии, увольнением.
Все это касается сотрудников администрации. А что говорится в документе о посетителях? Наши права оговаривает положение о порядке допуска в здание администрации и въезда на территорию администрации города.
Вы не скажете, как пройти в мэрию?
Работники администрации, депутаты всех уровней проходят в здание администрации по предъявлении служебного и депутатского удостоверений.
Как могут оказаться в мэрии посетители? Они должны проходить «в присутствии работников администрации, приглашенных на пост охраны здания администрации по системе внутренней связи, либо по предварительной записи в журнале регистрации посетителей, находящемся на посту охраны здания администрации, при предъявлении документа, удостоверяющего личность». Участники заседаний должны отмечаться в предварительно составленных списках также в присутствии работников, ответственных за проведение совещания.
Журналист имеет право
Самое забавное, что в Новосибирске или Екатеринбурге чиновники не защищают свою безопасность столь рьяно. При входе в мэрию Новосибирска (в екатеринбургской мэрии таких входов несколько) есть разве что пост вахтера, просто наблюдающего за порядком. Потому и не приходится тамошнему горожанину названивать по телефону с милицейского поста, терпеливо ожидая, когда муниципальный чиновник разрешит к нему пройти. Воистину: заставь омского бюрократа богу молиться, он и Всевышнего попросит расписаться в журнале посещений. У наших соседей все проще и человечнее. Например, в здании екатеринбургской мэрии тихо-мирно арендует помещение симпатичный бар, очень уютный, к слову сказать.
Еще занятнее оговорен вход в омскую мэрию журналистов. Согласно положению, они должны проходить «по соответствующему служебному удостоверению и предварительному согласованию с заместителем мэра города Омска, директором департамента информационной политики администрации». Можно только посочувствовать вице-мэру Ирине Загатовой, которая всякий раз, как понадобится акуле пера «заплыть» в мэрские пределы, обязана освятить этот визит личным вниманием. Неужели городским чиновникам больше заняться нечем?
Между тем в законе «О средствах массовой информации», который никто не отменял, сказано, что журналист имеет право посещать органы власти при наличии служебного удостоверения. Есть у всякого профессионального корреспондента удостоверение. Неужели его недостаточно? Если так уж хочется власти особого порядка посещения, можно провести аккредитацию и вручить каждому журналисту соответствующую карточку. Так, как это давно сделано в Законодательном собрании Омской области.
Коллеги мне скажут: да, ладно, все мы ходим в мэрию без согласований. Так давно известно, что суровость российских законов корректируется их неисполнением. Остается только вопрос: зачем предписывать то, что никогда не исполняется? Омская мэрия не одинока в своей любви к осадному положению. Совсем недавно вновь избранный депутатом городского Совета Олег Матвеев посетовал, что, проходя в здание Совета, не заметил надлежащего контроля за входом. Дескать, вахтеры его в лицо еще не запомнили, а пропускают без предъявления документов. Надо бы, дескать, ужесточить контроль, дабы террорист какой в горсовет не проскочил. Не знаю, как насчет террориста, но здание, где заседают народные избранники, и без того выглядит ухоженным, респектабельным и на редкость пустынным. Особо не рвутся туда ни злоумышленники, ни добропорядочные горожане.