Галереи как зеркало современного искусства

Галереи как зеркало современного искусства

В январе состоялось открытие новой омской галереи "Лошадь Пржевальского". Остается только безоговорочно радоваться тому факту, что Омск упрочил свое положение лидера по количеству имеющихся галерей среди городов азиатской части России (к примеру, в Новосибирске существует лишь две художественные галереи, а в нашем городе их семь, вот так!).

В этой ситуации стоит, конечно, поинтересоваться: а зачем они нужны — эти галереи, если покупательная способность населения чаще всего распространяется на «ромашки» да «васильки», а всю правду о состоянии омского изобразительного искусства вернисажи не расскажут? Нет, галереи нашего города чуть-чуть, но проливают свет на состояние современного искусства. Однако, чтобы понять и поверить в то, что в Омске есть весьма неплохие художники, необходимо посмотреть на весь предлагаемый «товар». После этого становится понятно, куда стоит почаще заглядывать.

ПОД СЕНЬЮ «СОЮЗА»

Безусловно, главный выставочный зал нашего города находится в стенах омского Союза художников. Основная его особенность в том, что выставляемый здесь продукт искусства всегда имеет пристойную музейную упаковку. Организаторы выставок, по-видимому, ориентируются на зрителя, воспитанного на репродукциях с картин Сурикова и Перова (что отнюдь не плохо). Правда, иногда показывают искусство и более или менее современное, но в умеренных дозах.

Выставочный зал Союза художников приближает работы мастера и к народным массам, и к официозу, да еще не в безответственном режиме, а в рамках продуманной выставки, с отнсительно строгой, но не всегда новой кураторской концепцией. Таким образом, зритель постоянно находит искусство корректное, умело расфасованное и, что отрадно, каталогизированное.

ГАЛЕРЕЯ «ОБЪЕКТОВ»

Уже более двух лет в фойе Камерной сцены им. Т. Ожиговой Омского академического театра драмы действует галерея-студия «Золотой путь». Сердце города, большое красивое помещение, красивые картины — отличное место для проведения досуга. Однако сразу же стоит отметить, что картины обращены в первую очередь к посвященным. Во-первых, представлено «заумное» современное искусство, приятно, что галерея (кажется, единственная в городе, кроме разве что галереи «Да-да») работает с объектами. Во-вторых, апеллирует это искусство к тайнам и интригам души. Так что, уважаемая публика, будь готова к душевным коллизиям, ведь современное искусство в стенах «Золотого пути» одержало победу и над «здравым смыслом» и над коммерческим расчетом. Многих данное обстоятельство радует.

В СТИЛЕ «COOL»

В Омске с его полуживым арт-рынком есть целых две полноценных галереи «Да-да» и «Квадрат», которые достаточно успешно соединили понятия «выставка» и «продажа». В этом нет ничего ужасного, ведь для русского художника данный способ является единственным реальным вариантом хоть как-то развиваться — на Запад наших не пускают, там своих хватает.

Арт-галерея «Да-да», вероятно, проработана и продумана не в полную силу. Ничего абсолютно нового здесь не находишь, а ищешь хоть какой-нибудь… протестный жест. И для эксперта, жаждущего интеллектуальных и эстетических экспериментов, и для обывателя, воспринимающего современное искусство только как веселое недоразумение, проходящие выставки могут показаться скучными. И все же достоинства у этой галереи есть. Она осуществляет проект «Из Сибири в Сибирь», знакомит омичей с их ближайшими соседями, а это позволяет не только расширить круг выставляемых художников, но и привлечь зрителя. Бывает, конечно, попадается коммерческий мусор, который с легкостью перебивает любые «радикальности-актуальности», но, как говорится, не без этого.

Что касается «Квадрата», то его экспозиции в целом оставляют ощущение исполненных в среднестатистическом «международном стиле» (который американцы называют «cool») — грамотно и традиционно. Эта галерея пытается представить каждую свою выставку как особое событие, отсюда их относительная редкость (за три года существования галереи состоялось всего четыре выставки). По всей вероятности, в «Квадрате» почувствовали, что в искусстве сейчас все поддается актуализации, от чего теряется что-то важное. Изменить ситуацию можно лишь вызвав раздражение. В результате возникла идея о ежегодной премии в области современного изобразительного искусства. «Пост номер один». Насколько эта идея хороша? Поживем — увидим. Лишь бы не тишь да благодать.

ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ

Появление новой выставочной площадки со ставкой на «коллекционных» художников — факт отрадный. Да и вообще приятно, когда вместо заброшенной бани возникает галерея, в данном случае это «Лошадь Пржевальского». Появится ли у галереи свое лицо — увидим. Ведь достаточно сложно двигаться, не имея определенного направления.

Лошадь Пржевальского известна, пожалуй, всем. Наверное, поэтому галерея с аналогичным названием открылась парадом специально неподписанных холстов. Зачем подписывать, если вся живопись узнаваема? Лошадь Пржевальского — это выносливое, дикое, непривязное, неподкованное животное. Посмотрите на художника — та же непривязанность, та же неподкованность (нет покупателей и нет спонсоров).

Поиграть в известную лошадку согласились многие омские художники. Такому «озверению» напрашивается простое объяснение: кушать хочется. Можно сколько угодно брюзжать о том, что салонщина задавила искусство, но чтобы раскрутить художника, в него надо вложить деньги. Есть желающие использовать таким образом свой творческий капитал?

В завершении хочется вспомнить слова веселой песенки: «Я маленькая лошадка// и мне живется несладко// мне трудно нести свою ношу// настанет день и я ее брошу». Дай бог, чтобы этого не случилось и чтобы уже скорее появился художественный рынок.