В этой ситуации стоит, конечно, поинтересоваться: а зачем они нужны — эти галереи, если покупательная способность населения чаще всего распространяется на «ромашки» да «васильки», а всю правду о состоянии омского изобразительного искусства вернисажи не расскажут? Нет, галереи нашего города чуть-чуть, но проливают свет на состояние современного искусства. Однако, чтобы понять и поверить в то, что в Омске есть весьма неплохие художники, необходимо посмотреть на весь предлагаемый «товар». После этого становится понятно, куда стоит почаще заглядывать.
ПОД СЕНЬЮ «СОЮЗА»
Безусловно, главный выставочный зал нашего города находится в стенах омского Союза художников. Основная его особенность в том, что выставляемый здесь продукт искусства всегда имеет пристойную музейную упаковку. Организаторы выставок, по-видимому, ориентируются на зрителя, воспитанного на репродукциях с картин Сурикова и Перова (что отнюдь не плохо). Правда, иногда показывают искусство и более или менее современное, но в умеренных дозах.
Выставочный зал Союза художников приближает работы мастера и к народным массам, и к официозу, да еще не в безответственном режиме, а в рамках продуманной выставки, с отнсительно строгой, но не всегда новой кураторской концепцией. Таким образом, зритель постоянно находит искусство корректное, умело расфасованное и, что отрадно, каталогизированное.
ГАЛЕРЕЯ «ОБЪЕКТОВ»
Уже более двух лет в фойе Камерной сцены им. Т. Ожиговой Омского академического театра драмы действует галерея-студия «Золотой путь». Сердце города, большое красивое помещение, красивые картины — отличное место для проведения досуга. Однако сразу же стоит отметить, что картины обращены в первую очередь к посвященным. Во-первых, представлено «заумное» современное искусство, приятно, что галерея (кажется, единственная в городе, кроме разве что галереи «Да-да») работает с объектами. Во-вторых, апеллирует это искусство к тайнам и интригам души. Так что, уважаемая публика, будь готова к душевным коллизиям, ведь современное искусство в стенах «Золотого пути» одержало победу и над «здравым смыслом» и над коммерческим расчетом. Многих данное обстоятельство радует.
В СТИЛЕ «COOL»
В Омске с его полуживым арт-рынком есть целых две полноценных галереи «Да-да» и «Квадрат», которые достаточно успешно соединили понятия «выставка» и «продажа». В этом нет ничего ужасного, ведь для русского художника данный способ является единственным реальным вариантом хоть как-то развиваться — на Запад наших не пускают, там своих хватает.
Арт-галерея «Да-да», вероятно, проработана и продумана не в полную силу. Ничего абсолютно нового здесь не находишь, а ищешь хоть какой-нибудь… протестный жест. И для эксперта, жаждущего интеллектуальных и эстетических экспериментов, и для обывателя, воспринимающего современное искусство только как веселое недоразумение, проходящие выставки могут показаться скучными. И все же достоинства у этой галереи есть. Она осуществляет проект «Из Сибири в Сибирь», знакомит омичей с их ближайшими соседями, а это позволяет не только расширить круг выставляемых художников, но и привлечь зрителя. Бывает, конечно, попадается коммерческий мусор, который с легкостью перебивает любые «радикальности-актуальности», но, как говорится, не без этого.
Что касается «Квадрата», то его экспозиции в целом оставляют ощущение исполненных в среднестатистическом «международном стиле» (который американцы называют «cool») — грамотно и традиционно. Эта галерея пытается представить каждую свою выставку как особое событие, отсюда их относительная редкость (за три года существования галереи состоялось всего четыре выставки). По всей вероятности, в «Квадрате» почувствовали, что в искусстве сейчас все поддается актуализации, от чего теряется что-то важное. Изменить ситуацию можно лишь вызвав раздражение. В результате возникла идея о ежегодной премии в области современного изобразительного искусства. «Пост номер один». Насколько эта идея хороша? Поживем — увидим. Лишь бы не тишь да благодать.
ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ
Появление новой выставочной площадки со ставкой на «коллекционных» художников — факт отрадный. Да и вообще приятно, когда вместо заброшенной бани возникает галерея, в данном случае это «Лошадь Пржевальского». Появится ли у галереи свое лицо — увидим. Ведь достаточно сложно двигаться, не имея определенного направления.
Лошадь Пржевальского известна, пожалуй, всем. Наверное, поэтому галерея с аналогичным названием открылась парадом специально неподписанных холстов. Зачем подписывать, если вся живопись узнаваема? Лошадь Пржевальского — это выносливое, дикое, непривязное, неподкованное животное. Посмотрите на художника — та же непривязанность, та же неподкованность (нет покупателей и нет спонсоров).
Поиграть в известную лошадку согласились многие омские художники. Такому «озверению» напрашивается простое объяснение: кушать хочется. Можно сколько угодно брюзжать о том, что салонщина задавила искусство, но чтобы раскрутить художника, в него надо вложить деньги. Есть желающие использовать таким образом свой творческий капитал?
В завершении хочется вспомнить слова веселой песенки: «Я маленькая лошадка// и мне живется несладко// мне трудно нести свою ношу// настанет день и я ее брошу». Дай бог, чтобы этого не случилось и чтобы уже скорее появился художественный рынок.