РАССТРЕЛЯННЫЕ ЗНАКИ

РАССТРЕЛЯННЫЕ ЗНАКИ

В Омской области продолжается охота. Только не на волков и не на зайцев. Жертвами отдельных представителей нашего населения становятся дорожные знаки. Их портят, крадут и даже, как врагов, в упор расстреливают

Много лет назад в одном из районов области случилась трагедия. Мужчина, забавляясь оружием, выстрелил в женщину. Понятно, что убивать ее он не хотел. Случайно все получилось. Но убил. А на суде выяснилось, что он вообще большой любитель пострелять. И до сих пор мишенями его были бродячие собаки и знаки, что на наших дорогах понаставлены в больших количествах. Думал ведь как? Убил бесхозную животину-никому не в убыток и некому плакать. Расстрелял знак, будто в тире, испортил -так ведь знаков этих много. А может, и не думал человек вовсе? Жил, творил и до поры до времени безнаказанным оставался?

На севере Омской области (особенно на территории Седельниковского и Муромцевского районов) покореженные от выстрелов знаки не успевают менять. Говорят, что дорожники здесь уже не знают, что с этим делать, отчаялись. В Тевризском ДРСУ до того додумались, что стали дорожные знаки вопреки требованиям ГОСТа из деревянных дощечек сооружать. Благо, леса в этих краях много. Конечно, неправильно все это. А что делать? Дорожный знак -дорогое удовольствие. Без знака нельзя. А чем он новее, тем его скорее расстреляют. Или украдут.

Вот, спрашивается, зачем человеку этот знак? Какая от него может быть выгода или польза? Он же для того предназначен, чтобы на дороге стоять и автомобилистам, мимо проезжающим, помогать да подсказывать. Потому и дорожным называется. Только вот народ наш живет по принципу: в кулацком хозяйстве все пригодится. Дачники и селяне этими знаками бочки свои прикрывают. Представляете? Специально снимают, чтобы бочку закрыть. Из квадратных знаков лопаты делают и снег зимой убирают. А километровые знаки (где есть нумерация) для обозначения номера жилища своего используют. «Почему и нет? -рассуждают. — Красиво написано». Одна сложность — нужный номер на дороге отыскать.

Не теряются по ходу жизни и охотники за цветным металлом. Знаки-то дюралевые, а значит, вполне для сдачи во «Втормет» годные. Деньги за них, конечно, большие не получишь, но, как известно, на Руси копейка рубль бережет. Так и собирают: копейку к копеечке, рубль к рублю. Глядишь, на самогон-то и хватит.

Другое дело — «шутники» да «богатыри». С ними уж совсем ясности никакой нет. «Богатыри» все норовят знаки в бараний рог свернуть. И сворачивают. Да так, что другие только дивятся: откуда столько силушки? Или не перевелись еще у нас богатыри? «Шутники» — тоже народ своеобразный. И главным образом без мозгов. Они знаки разворачивают. Вот стоит, скажем, знак приоритета на трассе и показывает, где основная, а где второстепенная дорога. Развернут такой — и все наоборот получается, совсем другая информация на знаке прочитывается. А того не понимают, что шутить с дорогой опасно.

Сегодня в Омской области на дорогах территориального и федерального значения стоит более 30 тысяч знаков. Из них порядка шести тысяч знаков в году оказываются испорченными или вовсе снятыми. Практически каждому пятому знаку от нечистоплотных людей достается. А ущерб ежегодно от этого выливается в сумму просто астрономическую. В прошедшем году она составила почти три миллиона рублей. Ведь стоимость одного типового дорожного знака, выполненного на качественной пленке, — 500 рублей, стоимость индивидуальных знаков — раза в три дороже. А если к тому же приплюсовать и другие расходы, связанные с транспортировкой и установкой знаков?

— Надо признать, что картина на дорогах области безрадостная, — говорит государственный транспортный инспектор Ространсинспекции Виктория Оконченко. — Почему-то наши граждане не понимают, что дорожный знак на автодороге жизненно необходим. А его отсутствие при плохой погоде или видимости может привести к аварийной ситуации. В 2000-м году нас буквально шокировал случай, который произошел на Чернолученско-Красноярской трассе. Перед открытием сезона лагерей эту трассу дорожники подготовили, как никогда: отремонтировали, сделали разметку дорожной части, заменили знаки. Одним словом, Омское ДРСУ полностью обеспечило безопасность перевозки детей. А за одну ночь все знаки (а это не один десяток) кто-то снял. Пришлось дорожникам на их место старые вешать. Понятно, что нынче такого рвения у них уже не было. Да и откуда ему при таком отношении взяться?

Впрочем, вся серьезность ситуации еще и в том, что миллионы рублей, затрачиваемые на замену знаков, берутся из территориального дорожного фонда, формирующегося из налогов, которые платят наши автовладельцы. По большому счету, средства эти должны были бы идти на содержание, ремонт и строительство дорог. Только вот работники районных ДРСУ вместо того, чтобы дорогами заниматься, где-то ямочный ремонт произвести, где-то просто трещину битумом залить, чтобы дальше не расползалась, вынуждены львиную долю этих денег выбрасывать чуть ли не на ветер, оплачивая чью-то дурость. Привлечь же к ответу дорожных вредителей практически невозможно.

Конечно, наказание за это предусмотрено. Так, согласно статье 12.33 нового Административного кодекса, «за повреждение дорожных сооружений либо технических средств регулирования дорожного движения» на граждан налагается штраф от трех до пяти минимальных оплат труда. Вот только чтобы оштрафовать такого гражданина, нужно застукать его на месте преступления. Что практически невозможно — засаду возле каждого знака не оставишь. А коль не пойман — не вор. Значит, не наказан. А пока наши граждане могут безнаказанно этим заниматься, видимо, мало что изменится.

КСТАТИ

В Омске по знакам пока никто не стреляет. Умышленно портят их или снимают тоже редко. Проблема в другом. По словам начальника ПТО ГУП «Омскгостранссигнал» Григория Мельченко, сегодня на дорогах города стоит знаков на порядок меньше. Кроме того, большинство дорожных знаков не соответствует ГОСТу по светотехническим характеристикам. Объясняется же это достаточно просто — плохим финансированием. Впрочем, и средств на это требуется немало. Достаточно сказать, что стоимость и установка одного знака обходится приблизительно в две тысячи рублей. А знаки со световозвращающей пленкой требуют замены ежегодно.