На прошлой неделе Сибнефть возмутилась. Негодование омских топ-менеджеров компании вызвали озвученные в СМИ объяснения городских транспортников о сокращении автобусов на городских маршрутах. При этом одной из главных причин называлось резкое подорожание бензина. Но руководитель ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» Александр Покоев выразил удивление: о каком это резком подорожании идет речь, если до последнего времени Омскнефтепродукт цены на бензин и дизтопливо практически не повышал? А первого июня, незадолго до начала ценовой гонки на омских заправках, мэр Евгений Белов и вице-президент Сибнефти Константин Потапов подписали соглашение, по которому топливо для городских автобусов поставляется по льготным ценам: 7100 рублей за тонну бензина А-80 при оптовой цене 8300 рублей, а летняя «дизелька» — по 6600 за тонну вместо 6900 для других оптовых потребителей. В этом же документе, по словам Покоева, закреплена договоренность об отсрочке выплаты долга в 23 миллиона рублей омскими транспортниками, которые в мае, например, не рассчитывались с Сибнефтью вовсе. Городской департамент транспорта в ответ предпочел отмолчаться.
Есть в истории с топливом еще один интересный нюанс. В конце прошлого года ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» выиграло конкурс на поставки горючего для городских нужд на 2002 год. Понятно, не все данные о полученном муниципальном заказе разглашались — коммерческая тайна! Но о том, что в результате этой выгодной сделки удастся сэкономить около 10 миллионов бюджетных рублей за год, городские власти не раз с радостью сообщали. Теперь же выясняется: в подписанном после торгов договоре Омскнефтепродукт обязался держать фиксированные цены только в течение первого месяца, а дальше — не взыщите… Поэтому непонятно, чем дочернее предприятие Сибнефти предпочтительнее других претендентов и как рассчитывалась в таком случае экономия. И зачем тогда вообще надо было проводить какой-то конкурс, если вскоре после него победитель сможет вести себя так, как ему заблагорассудится? А заказ этот на сумму в четверть миллиарда рублей (в ценах декабря) Сибнефти, без сомнения, выгоден — в обмен на сниженные цены компания получила налоговые льготы.
Еще один интересный факт. По словам господина Покоева, в нынешнем году количество горючего, отпускаемого муниципальному транспорту, существенно возросло. Автобусов же на улицах явно больше не стало, ну а в июне совершенно официально их стало меньше. А вот «ГАЗелей»…