ОМСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА НА УРОВНЕ МОНГОЛИИ

На подготовку к зиме катастрофически не хватает средств

Дебаты о повышении энерготарифов вышли уже на самый высокий уровень. Тема безусловно животрепещущая, так как затрагивает без исключения всех жителей нашей страны. Но оставим споры всероссийского масштаба на Чубайса и правительство РФ и более детально попробуем проанализировать ситуацию, сложившуюся в нашем регионе.

Позиции сторон, региональной власти и АК «Омскэнерго» известны. Энергетики настаивают на повышении тарифов, РЭК пока при своем мнении. Перетягивание каната продолжается. Цена вопроса очень высока. С одной стороны, очередной рост стоимости электричества, тепла, горячей воды заставит еще туже затянуть пояса большинство омичей. С другой — мы рискуем остаться, пусть даже временно, без всех этих благ цивилизации зимой. У энергетиков просто нет денег, чтобы нормально подготовиться к зиме.

Как сказал гл. инженер АК «Омскэнерго» Анатолий Тырышкин, до прожиточного минимального уровня только в июле компании не хватает больше сотни миллионов рублей. Ремонт оборудования и сетей выполнен на 20-25 процентов. И дело не только в неплатежах, хотя многомиллионный груз долгов за потребленную тепловую и электроэнергию камнем висит на шее компании. Но с должниками здесь уже научились бороться. Вопрос опять упирается в тарифы.

Последнее повышение по решению РЭК было 15 апреля. Оно было затянуто по времени на три с лишним месяца. Выручка от производства тепла носит сезонный характер. И естественно, компания не получила планируемых доходов от этого.

Между тем наибольший объем средств для подготовки к новому отопительному сезону, ремонт оборудования, формирование запасов топлива «Омскэнерго» необходим именно в весенне-летний период. Потеря запланированных «тепловых» денег еще больше обострила финансовое положение предприятия.

Заниженные амортизационные отчисления — камень в тот же огород. Куда ни кинь — всюду клин. В тарифах под ремонтную составляющую запланировали по минимуму 900 миллионов рублей. Но выделили только 788 миллионов. В результате часть ремонтных работ зависла. Более того, почти половина ремонтной программы выполнена в долг. Только за поставленные энергетикам материалы и оборудование компания должна подрядчикам почти 80 миллионов рублей.

Ситуация складывается критическая. На ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 не отремонтировано ни одного агрегата. Под вопросом оснащение двух турбин системами виброкомтроля. Чтобы хоть как-то уменьшить «раздевание» теплотрасс, решено изолировать трубы новым материалом — пенополиуретаном, который вряд ли заинтересует охотников за цветметом. Запланировано заизолировать 16,7 км теплотрасс. И уже есть подрядчик, готовый выполнить эту работу. Но для этого необходимо 1,5 миллиона рублей в месяц. А денег нет.

— В апреле вышло постановление правительства № 226 в рамках программы реформирования всей энергосистемы страны, которое в корне меняет отношение к ценообразованию в отрасли, — говорит и. о. начальника департамента центрального контроллинга АК «Омскэнерго» Лариса Панкрашина. — В первую очередь речь идет о расчете тарифов. Сейчас они усредненные, а необходимо учитывать все составляющие — от генерации, передачи, сбыта до диспетчеризации. Есть еще ряд специфических нюансов. Мы пересчитали свои тарифы согласно этому документу, и в обосновании, поданном в РЭК, это нашло отражение.

И еще один существенный факт, заставляющий энергетиков настаивать на повышении тарифов. Не они первые пошли на этот шаг. С 1 июля подняты тарифы на покупку электроэнергии с ФОРЭМ, а Омская область — энергодефицитный регион, вынужденный покупать недостающие киловатт-часы на федеральном рынке, на 15 процентов вырос газ, поднялись в цене железнодорожные перевозки топлива, поднята абонентная плата за пользование сетями РАО «ЕЭС России». Вот и посчитайте, как приходится крутиться «Омскэнерго», чтобы и в зиму войти нормально и людей без света и тепла не оставить. Между прочим, надо еще и своим работникам зарплату платить, и о модернизации предприятий думать надо.

Любопытное сравнение привел директор самой молодой омской ТЭЦ-5 Николай Кириленко. Оказывается, последний агрегат на этой станции введен в эксплуатацию в 1989 году. Это самое современное оборудование омской энергосистемы. Примерно такие же агрегаты работают еще в Монголии. Энергетика же в техническом плане ушла далеко вперед. В это же время с вазовского конвейера сошла новая, тогда, пятая модель «Жигулей». Ничего не скажешь, хорошая по тем советским меркам машина. Но сравните «пятерку» с более чем десятилетним стажем и даже пусть не новую иномарку. Так и в энергетике. Понятно, нужны гигантские инвестиции в развитие энергосистемы. Над этим в компании в рамках проекта реформирования тоже работают. Но надо еще и пережить ближайшую зиму. Вот, собственно, и весь расклад по тарифам.