«Новая флора» — это своего рода размышления художников о том, какими они видят результаты прогресса современного общества и техногенного вмешательства человека в живой мир природы. Результаты эти, увы, малоутешительны и не слишком привлекательны. На картинах с прозаическими названиями «Комбинат», «Зона», «Ландшафт» изображена мертвая земля (ни единого зеленого ростка на многие километры!), черное «закопченное» небо, дымящие заводские трубы и паутина электрических сетей — вместо цветущих деревьев… Мрачные «промышленные пейзажи» оставляют гнетущее впечатление своими серыми, черно-грязными красками. Игра воображения художников или сегодняшняя реальность предстает на полотнах? Думаю, что, скорее, последнее. Ведь далеко за примерами ходить не надо. Мусорные свалки, раскаленный от жары асфальт, промышленные предприятия, отравляющие воздух, — все это есть в нашей повседневной жизни! Вполне реальные картины…
Впрочем, на выставке кроме картин представлены другие, не менее любопытные экспонаты, выполненные художниками из подручных средств: старой бумаги, банок, коробок, вещей… К слову, идея использовать обычные предметы в творческих целях пришла в голову зарубежным и российским авангардистам еще в 10-20-е годы XX века (к примеру, коллажи Пикассо и Брака). Из всего богатства арсенала объектных технологий наиболее доступными для наших авторов оказались бросовые материалы и их ручная сборка. Язык бытовых предметов доступен всем. И у посетителей этой выставки не возникает проблем с поиском смысла и ассоциаций того, что хотели выразить художники. Повторно используя ненужные предметы (по сути дела — отходы), они стремятся напомнить всем, что окружающая природа нуждается в бережном отношении. Ее нельзя захламлять, более того — у мусора может быть «вторая жизнь». Как говорится, в хозяйстве все пригодится! И названия таких поделок — не в бровь, а в глаз: «Пороговая ситуация», «Абсолютное оружие»…
Некоторые фрагменты композиций просто шокируют, волнуют и впечатляют. К примеру, нельзя равнодушно смотреть на «человеческий след», в котором видно погибшую стрекозу — не заметили яркое порхающее создание, наступили, убили! Или вот молоденькая, нежная травка пытается пробиться сквозь толщу мусора — тянется изо всех сил к свету, а ее давят, давят… Ну а глядя на чудовищного монстра, образовавшегося из отходов, «забытых» в лесочке «культурно» отдыхающими, и вовсе чувствуешь негодование…
Замечу, что толчком к этой выставке стала недавняя межрегиональная конференция искусствоведов и художников «Сибирский сад — территория мечты». Проходившая в рамках этого мероприятия выставка работ местных мастеров и художников из соседних городов показала разнообразие подходов к теме. Если, к примеру, у новокузнецких живописцев в работах преобладают мрачные абстракции (яма, бездна, пропасть) и темные краски, то у омских художников нельзя не заметить искру надежды и оптимизма: идея возрождения города-сада для них вполне реальна.