ПУТЬ В НАИВНУЮ ЖИВОПИСЬ

ПУТЬ В НАИВНУЮ ЖИВОПИСЬ

Наивное искусство существовало с того времени, как человек был вовлечен в художественный процесс. Оно продолжает развиваться и теперь. Интерес к нему во всем мире связан с поисками новых путей в искусстве

Наивное искусство (его именуют по-разному: «дар детства», «поэтический реализм», «древний архетип», «примитив», «инсайт») — одно из ярких проявлений народного художественного сознания XX века. Для него характерно стремление непрофессиональных авторов к «правде жизни». Все изображаемое идет от самого сердца. В этом и заключено «простое» явление. А сложное состоит в том, что наивные художники как бы заново создают свой художественный мир, они говорят на особом языке (открытая гиперболизация, масштабные преувеличения, цветовая насыщенность, плоскостность, многоплановость и др.).

Сибирский культурный центр представил в экспозиции четырнадцать полотен Ф. И. Федоренко (1929-1998 гг.).

Для начала — две банальных истины.

Первое: сила убедительности зависит от того, на сколько система изображения родственна мироощущению художника. Второе: главное в любом творчестве — это настроение.

Федор Иванович вкладывал душу в работу, стараясь показать, как надо любить людей и природу. Система изображения полотен художника — «реалистическая», но это особый «реализм». Корни его уходят глубоко в годы.

С детства Федор Федоренко был «обручен и повенчан» с сибирской тайгой и таежными реками. В 10 пет он остался без родителей. В годы войны в 12-летнем возрасте уже охотился в тайге с самодельным ружьем. Стране нужна была пушнина, да и семью нужно было кормить (детей в семье было 9 человек, Федор -самый старший). 20 лет прожила семья Федоренко в таежном селе Доронино, где с глубоких синих озер поднимаются караваны гусей и уток, дикий зверь бродит… В урожайный год в тайге краснеют брусникой косогоры, болотные кочки полны клюквы, ветви могучих кедров сгибаются под тяжестью крупных шишек…» (Н. Н. Пизелкина, директор Тевризского историко-краеведческого музея).

Затем Федор Иванович был заведующим охотничьим участком в с. Пролетарка — вел прием мехов у охотников, принимал у населения орехи. Этот труд приносил радость ему и его семье. Своими руками Федор Иванович пилил тес из заготовленного леса, делал кирпич, мастерил домашнюю мебель (соорудив для этих целей сушильный цех), шил обувь, изготавливал туеса и короба из бересты. В его хозяйстве была и коптилка, и сушилка, и молотилка для обработки и очистки ореха, а также пасека, теплица. Кстати, в юности Федор сам смастерил себе гармошку и ходил с нею на деревенские вечерки.

Он жил очень плотной, очень густой, насыщенной жизнью. Но в 1985 году -тяжелая операция, после которой — почти полная неподвижность. И тогда — в 56 лет — он впервые взялся за кисть, Вначале писал на клеенках самодеятельными кистями и красками собственного изготовления. Знакомые до боли в сердце лесные стежки-дорожки впекли обратно в тайгу, и все пережитое воплощалось в картинах. Работы художника излучают удивительное тепло и энергию добра. Мир его героев — естественный мир природы, где хорошо и уютно и людям. и деревьям, и животным.

«Иначе и жить нельзя, — говорит Федор Иванович, — если не видишь красоту природы, которая дает нам жизнь».