ЕСЛИ НИЗ-ЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ…

ЕСЛИ НИЗ-ЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ…

Внимание: историческая дата! Ровно месяц назад, 15 июня 2002 года, в Омске начал функционировать свой Арбат. Участок бульвара между спиной Достоевского и Тарскими воротами каждую субботу и воскресенье с 17-00 до 22-QO занимают творчески продвинутые граждане

Это хорошо? Это — прекрасно! Тусовки — то вообще прекрасно! Любые, кроме фашистских, наркотных и бандитских. Правда, называть это «арбатом» не хочет никто, но не помнить, что наиболее масштабная музыкально-художественная ярмарка возникла на одноименной улице, — невозможно; и от сравнения с Москвой и Питером, с многочисленными «арбатами» чуть не в каждом уважающем себя городе СНГ -тоже никуда не деться. Поздновато в Омске учрежден «сибирский Монмартр» — это первое, что отметит любой эстетствующий путешественник, прежде чем скривит губы и скажет свое «Фи! Народу мало, разнообразия мало, произведений мало… И вообще — разве это Арбат? Вот где-нибудь в… «арбат» — вот это Арбат!» И будет прав: едва ли треть Спартаковского бульвара подверглась культурной экспансии — и это досадно. А мне было совсем нетрудно поговорить со ВСЕМИ «оккупантами» без исключения. Начнем с организаторов. Бесхозная идея галереи под открытым небом носилась в воздухе не один год, а может — и не один век. В каждом свободном городе — если, конечно, это свободный город — неизбежно возникают свои базарчики, толкучки, блошиные рынки, хитровки, пересыпь и молдаванка. Не может город без улицы красных фонарей и бродвея, не обходится без елисейских полей или гайд-парков. Это -урбанистический закон, и нарушить его не в состоянии даже тоталитарная власть. И в Омске тоже рисователи блиц-портретов, авторы граффити и сторонники перфомансов давно искали возможность ЛЕГАЛЬНО демонстрировать свое творчество. Нет ничего удивительного в том, что в основу нынешнего арбатичес-кого мероприятия легло сразу два проекта — «Социально-досугового центра студентов и молодежи» и общественного центра «Диалог». На Спартаковской их представляют, соответственно, Николай Нелюбин и Татьяна Захарова. Как уж им сотоварищи удалось достучаться до бюрократии — дело прошлое, но факт, что городское управление молодежной политики (куратор в поле — Татьяна Ульянова) уговорило мэра возглавить, а правоохранителей — дозволить все это безобразие. И тусовка началась. Ожидалось, видимо, что народу будет -не протолкнуться, художников и неформалов набежит тьма, от их произведений будет в глазах пестрить, в ушах звенеть. И потому правоохранители сразу поставили жесточайшее условие: запретить неорганизованное распитие не только спиртных напитков, но даже пива. Ну это как всегда: с пивоваренной промышленностью бодаться кишка тонка — давай будем бороться с потребителем. Оно всегда проще и привычнее: низ-зя! В концепцию не вписывается. Что из этого вышло? Да никакой такой особенной заварухи как раз и не вышло. Весь цивилизованный Омск на Спартаковскую не хлынул, никаких таких эксцессов за четыре недели так и не стряслось.

Сразу за Тарскими воротами обычно располагаются дети, которые в конкурсном порядке сшибают мячиком пустые банки из-под кофе. Банки побрякивают. Юноши и девушки, обряженные в клоунские костюмы, пытаются смешить и задирать публику. Публика шарахается, улыбается, но шарик надуть стесняется. Ни ярмарочного, ни балаганного ажиотажа «на сухую» не ощущается.

С точки зрения блюстителей, это похвально.

Справа по курсу на мольбертах — картины из галереи «Мир живописи», ее руководитель Александр Горелик мужественно принимает на себя первый удар народного равнодушия, традиционно предлагает карандашный портрет за полчаса. Рядом переминаются с ноги на ногу его сподвижники и сопередвижницы — выпускники омского худграфа.

— Ну и как, — спрашиваю, — подходит публика?

— Подходит. Интересуется. Улыбается. И дальше идет. Город у нас инертный -не скоро раскачается.

Про инертность и долгую раскачку мне говорили буквально все экспоненты. Даже самая (по моим наблюдениям) удачливая продавщица своей соломенной пластики Елена Кочетова — и та «ожидала гораздо большего». Я за ней наблюдаю третью неделю, вижу, что возле нее людские водоворотики завихряются чаще, чем рядом с ее соседками. И потому именно у нее спрашиваю:

— Лен, вы как планируете — регулярно сюда приходить?

— Да я даже не знаю, — без особого воодушевления откликается она, — В магазине, даже с коммерческими накрутками, дело идет бойчее. Зато здесь есть возможность пообщаться с покупателями, получить персональный заказ, объяснить, к примеру, что вот это вообще-то триптих, вешать его на стенку надо вот так и вот эдак. А если вдруг рамочка поцарапается — так ее надо смазать воском и тряпочкой протереть — станет, как новенькая… Ну и так далее.

Напротив расположила свою серию «Храмы России» (темпера на листьях -японская технология, большая редкость, между прочим) Эльвира Акишина. У нее настроение еще хуже:

— Это, конечно, хорошая возможность пообщаться с покупателями и с коллегами, но каждого за руку не схватишь. не объяснишь, что это — уникальные вещи, никто в Омске их не делает… Словом. на ярмарках от Сибирского культурного центра наши работы раскупаются активнее.

— Не знаю, приеду ли я сюда на следующей неделе, — в тон ей добавляет Светлана Муравьева (цветная графика).-Мы же сюда привозим то, что надеемся все же продать — и продать подешевле. То есть как ни крути, а все же ширпотреб. Вот и получается, что копиями, например, я зарабатываю больше, выставить здесь настоящие произведения — не к месту, да и погода не всегда способствует… Нет. по идее все это, конечно, хорошо, но… Не знаю…

И все же наиболее весомую оценку происходящему дал, как мне показалось, Виктор Бепенко — деревянных дел мастер. В его семье и жена, и трое детей заняты художественным творчеством, сам он много лет преподает технологию обработки материала в школе №25 и когда говорит, что содействует — ни больше, ни меньше — возрождению народных ремесел, это не пустые слова.

— Такой вот арбат-не-арбат надо было организовать давно, потребность самая насущная. Мы года три то там, то сям пытались это сделать. И то, что получается сейчас, — только начало. Главное — не упустить эту возможность, не дать ей зачахнуть на корню. А публика раскачается, и авторы никуда не денутся — все здесь будут.

Прямую речь организаторов и кураторов этого замечательного действа я приводить не стану. Знаете почему? А потому что любые тусовки и правда чреваты конфликтами, и каждое не так сказанное слово может быть еще более не так понято. Все творческие люди стремятся к объединению, но как только возникает некий союз — немедленно начинается легонькая такая интеллигентская грызня. Это — тоже закон и почти безнадежная неизбежность. И потому, когда представитель правоохранительных органов сказал одному из организаторов, что вот эта экспозиция «не вписывается в концепцию», — экспозицию быстренько свернули. Без дискуссий. А когда представителям студенческого театра сказали, что пиво пить мы не договаривались и на газонах сидеть тоже низ-зя — они «хоть и обиделись, но прекратили». Я не знаю, как теперь называть это действо на Спартаковской, но депо явно хорошее, его надо холить и лелеять, беречь и защищать от всяческих чепуховых неурядиц. Лет через сколько-то о нем обязательно скажут: вот молодцы организаторы — отстояли, раскачали, не дали заглохнуть.