Конечно, люди интересуют нас гораздо больше каких-то обыденных заварных чайников, трамвайных билетов или письменных приборов.
Но проходит пара десятков лет, и эти ординарные вещи превращаются в настоящие музейные экспонаты. Вот почему любое обращение к истории не обходится без обращения к предметам обихода, к мелочам, без которых человек не может обойтись.
Неудивительно поэтому, что в Омске еще в начале девяностых было решено создать музей городского быта. Тем более что экспозиция его — самая подробная и добросовестная — уже существовала, правда, в виде огромной частной коллекции Владимира Селюка. Следовательно, вопрос решался сам по себе: вот коллекция, вот музей, вот его директор. Так что уже который год Владимир Иванович Селюк вполне официально именуется директором музея городского быта, время от времени принимает участие в различных выставках, посвященных истории Омска, но как такового музея у города нет.
Селюк давным-давно присмотрел для своего музея замечательное во всех отношениях здание — дом купчихи Кузьминой, в котором по сей день размещается Куйбышевская подстанция «скорой помощи». Дом этот — сам по себе замечательный памятник деревянного зодчества с уникальными особенностями: у него целых четыре входа, старинные жалюзи на окнах, паркет, представляющие немалый музейный интерес.
Где как не в таком особнячке размещать экспозицию, посвященную особенностям городского быта! Еще лет восемь назад на страницах нашей газеты мы поднимали этот вопрос и вроде бы власти склонялись к такому варианту. Но с той поры немало иртышской воды утекло, а музея, кроме как на бумаге, как не было, так и нет.
А потому Владимир Иванович с почти маниакальным упорством, составляющим неотъемлемую часть его характера, обращается к городским властям с очередной убедительной просьбой — передать здание бывшего купеческого дома под музей. Тем более что наконец-то решился вопрос с переселением подстанции «скорой помощи» в другие апартаменты. Где-то в конце года здание освободится и его сразу же необходимо брать под охрану, иначе можно будет многого не досчитаться из уникальных реликвий начала прошлого века.
Каким мог бы быть этот музей, может представить себе каждый омич, прежде посещавший селюковские выставки. Достаточно сказать, что коллекция Селюка насчитывает более 50 тысяч единиц хранения, способных воссоздать бытовые особенности Омска прошлых веков в мельчайших подробностях. Старейший из экспонатов — светильник XVI века с Кавказа, принадлежавший кому-то из первых омичей. К тому же к коллекционеру и краеведу попали поистине бесценные реликвии русской эмиграции первой волны, тоже имеющие отношение к нашему городу — тут и книги XVIII века, и документы Генерального штаба русской армии, и архивы эмиграции еще нигде прежде не представленные.
Что же говорить о тех самых сугубо бытовых вещах, о которых шел разговор в самом начале. Их в коллекции великое множество! Причем они могут поведать об образе жизни, привычках разных слоев омского общества. К тому же полезно сравнить некоторые особенности быта, уклада жизни наших предков и современных омичей, чтобы представить себе, чего мы лишились и в чем преуспели.
Думаю, никому не надо доказывать, что такой музей очень необходим городу. Тем более что Владимир Селюк обещает подарить всю коллекцию Омску. Условие выдвигает единственное — помещение для музея. А идеальнее особняка Кузьминой вряд ли удастся подобрать. Тем более что дом расположен в центре города, удачно вписан в архитектурный и исторический фон.
На сегодня главное — решение управления недвижимости. Будут подписаны бумаги в пользу создания музея, можно не сомневаться, здание будет сохранено для многих поколений омичей и может стать настоящей достопримечательностью Омска. Иначе его может постичь судьба других потерянных для города уникальных сооружений — здания Общественного собрания (бывшая музкомедия), первой омской электростанции у драмтеатра.
Так что для города и горожан это вопрос принципиальный.