НО НАШ БРОНЕПОЕЗД СТОИТ…

Омсктрансмаш зарегистрировал СП для производства козловых кранов

9 июля в Нижнем Тагиле открылась выставка вооружений «Russian Expo Arms — 2002». Среди ее экспонатов были и омские. В частности, на танковом полигоне НИИ испытаний металлов продемонстрировал свои возможности Т-80УК. Его соперником как всегда выступил Т-90 Уралвагонзавода. Но омичи и нижнетагильцы конкурируют не только в поле, но и в тиши министерских кабинетов. Илья КЛЕБАНОВ будучи еще в должности вице-премьера заявил, что России достаточно одного танкового производства. Но пока далее слов реорганизация не пошла. Омский завод все еще самостоятелен и намерен оставаться таковым и впредь. По крайней мере до тех пор, пока три вышестоящие силы — Министерство обороны, Агентство по обычным вооружениям и администрация Омской области не придут к соглашению. Ну а пока корреспондент «КВ» обратился с рядом вопросов о будущем предприятия к самим заводчанам — к заместителю генерального директора ФГУП «Омсктрансмаш» Юрию МИЩЕНКО.

Танки в сэконд-хэнд
— Сохранится ли, на ваш взгляд, омское танковое производство?

— Российским агентством по обычным вооружениям поставлена задача перед руководством завода: сохранить танковое производство. И оно будет сохранено, но будет немножко изменена его роль. Танки будут занимать не более 20% от общего валового объема производства. Это позволит нам не зависеть от колебаний госбюджета и стабильно работать. Новой военной доктриной прописано, что до 2010 года закупок новой военной техники внутри России не будет, поэтому поставлена задача: сохранить на это время мощности, кадры и заниматься модернизацией ранее выпущенных машин. Как в интересах Минобороны, так и инозаказчиков.

— Насколько известно, вы завершили ремонт первой партии из трех танков, которые в ближайшее время будут отправлены в Московский военный округ. Сможет ли эта программа действительно сохранить танковое производство?

— По заданию Министерства обороны России мы приступили к капитальным ремонтам выпущенных нами же танков. В начале года поступила первая партия машин, которые были собраны в цехах завода около 20 лет назад. Они отработали все межремонтные сроки и эксплуатировались еще в Советской Армии на территории бывшей ГДР. Это танки Т-80 БВ. Да, к отправке в Московский военный округ готовы две машины, и ремонт еще одной вот-вот будет закончен. Наш капремонт сопровождается значительной модернизацией. Например, на танк ставится новый двигатель, воздухозаборник, пушка, компьютеризированная система управления, «активная» броня — всего около 20 элементов модернизации. В результате из цеха завода выходит машина совершенно нового качества. Разовые заказы Министерства обороны конечно же не спасут производство, но Т-80 БВ имеет высокий экспортный потенциал.

— Большинству российских предприятий оборонного комплекса удается удерживаться на плаву благодаря зарубежным заказам. Есть ли возможность у предприятия сохранить свои позиции на международном рынке военной техники?

— Предполагается, что в соответствии с оборонной доктриной России бронетанковые силы постепенно будут сокращаться. Но снятую с вооружения технику, прошедшую через капремонт и модернизацию, у нас готовы покупать страны третьего мира. Большинство из них находятся в Северной Африке и Азии, их устраивает соотношение цены и качества. Мы предполагаем, что один восстановленный для экспорта танк Т-80 БВ будет стоить в 3-3,5 раза меньше, чем новый. Новая же машина оценивается $ 2-5 млн. При этом модернизированный Т-80 БВ соответствует современным требованиям ведения боя. Спрос ожидается большой, но говорить о том, когда будут реальные контракты и какие заказчики, еще рано. Тема военно-технического сотрудничества довольно щекотливая, и до заключения контракта информация не распространяется…

— Насколько предприятию сейчас необходимо участие в выставках, подобных нижнетагильской «Russian Expo Arms-2002»? Ведь только доставка туда и обратно танка Т-80 УК обошлась Трансмашу в 335 тыс. рублей, а саму машину зарубежные специалисты и так хорошо знают?

— — Участвовать в выставках надо хотя бы для того, чтобы показать нашим зарубежным партнерам, что завод работает и все условия контрактов будут выполнены. Даже в эти, не в самые лучшие годы для предприятия, мы продолжали работать с инозаказчиками: изготавливали запчасти, обучали специалистов, занимались сервисным обслуживанием. Зарубежные заказы у Трансмаша были, есть и будут. На сегодняшний день мы имеем контракты вплоть до 2006 года. И, конечно же, выставка — это соревнование. Мы что-то постоянно вносим новое в свою машину, а Уралвагонзавод — в свою. Надо постоянно появляться, демонстрировать свои возможности и при этом наблюдать за соперником. Надо учитывать, что на подобных выставках очень много собирается предприятий, которые производят комплектующие и узлы. Нужно следить за их новинками как в спецтехнике, так и гражданской продукции.

На гражданке

— Новое руководство предприятия откровенно заявляет о том, что теперь львиная доля доходов завода будет зарабатываться литьем не брони, а заготовок для железнодорожных вагонов. Сможет ли Трансмаш заработать на выпуске гражданской продукции?

— Наш завод более 100 лет назад зарождался как паровозоремонтные мастерские, и сегодня мы возвращаемся на круги своя. С точки зрения экспертов, наше предприятие оказалось единственным в России, которое идеально подходит под условия выпуска грузовых вагонов. Наши мощности, вся наша инфраструктура литейного производства позволяет производить здесь не только вагоны, но и локомотивы. Предусматриваются значительные инвестиции.

На первом этапе компания «Мегатранскор» заявила, что будет инвестировать где-то 15 млн долларов, а численность рабочих, занятых на производстве вагонов, должна достигнуть тысячи человек. Деньги в живом виде не выделяются. Средства будут вложены в обновление оборудования, реструктуризацию производства. Освоение производства вагонов будет идти в три этапа. Первый — это литье для вагонных тележек, которое можно производить на нашем оборудовании без его существенных переделок. Это детали автосцепок и детали, которые вписываются по габаритам в наше металлургическое производство. Второй этап — освоение крупногабаритных деталей для тележек. Третий — это сборка всей тележки, рамы вагона и соответственно всего вагона.

Однако те 80% гражданской продукции мы будем зарабатывать и на частично простаивающих оборонных мощностях. Сейчас они загружены всего на 15-20%. Например, в цехе спецпроизводства будет создан участок выпуска грузоподъемных машин. На днях мы зарегистрировали новое совместное предприятие ООО «Омсктрансмаш-Кран». Мы кооперируемся с Павлодарским механическим заводом грузоподъемных машин для производства козловых кранов, портовых кранов и всех видов крановых машин, которые имеют спрос как внутри России, так и в Казахстане. Контрольный пакет акций ООО остается за Павлодаром, оставшаяся часть у нас. Совместный проект позволит увеличить загрузку нашего сборочного цеха еще на 30-40%. Уже в течение месяца будет определен первый заказчик на территории России. Павлодарскому заводу выгодно проводить окончательную сборку кранов непосредственно на территории нашего государства, так как ввозимые комплектующие из России дважды облагаются таможенными пошлинами. Только это приводит к удорожанию продукции на 30%. Поэтому решено, что из Казахстана в Омск будут поставляться металлоконструкции, а здесь будет производиться окончательная сборка погрузочной техники.

Долги наши

— Нынешнему руководству Трансмаша достались многомиллионные долги перед бюджетами всех уровней, энергетиками и сотрудниками своего предприятия. Каким образом удалось договориться с кредиторами и продолжать работать?

— По постановлению Правительства России мы попали в программу реструктуризации. В соответствии с ней часть долгов замораживается, а часть выплачивается в течение нескольких лет. Это и стало основой для переговоров с энергетиками, коммунальщиками, налоговиками. С основными кредиторами заключены соответствующие соглашения. Что касается долгов по заработной плате. Сейчас на предприятии работают около 4 тыс. человек, задолженность по зарплате составляет 3-6 месяцев, суммарный долг достиг 60 млн. рублей. Однако мы не считаем, что ситуация зашла в тупик. Генеральным директором принято решение о повышении заработной платы — с 1 июля рабочим цехов на 15 %, а сотрудникам других подразделений с 1 августа на 30%. К концу года мы намерены размер средней заработной платы довести до 3 тыс. рублей.

Несмотря на то, что доля оборонного заказа на Трансмаше неизбежно снизится до 20%, танки еще долго будут визитной карточкой предприятия. На днях в Санкт-Петербург в КБ «Спецмаш» был отправлен опытный образец Т-80У с новой системой управления огнем.

На Омсктрансмаше начали литье деталей для железнодорожных платформ.