Ровно год назад здесь прошло рабочее совещание губернатора Л. К. Полежаева, мэра Е. И. Белова, архитекторов и строителей. Знакомились с состоянием памятника архитектуры, который был в аварийном состоянии. Видели, что стены не только облупились, они отклонились со стороны улицы Партизанской сантиметров на 15 — еще немного, и могли рухнуть. Порадовал только орган. Небольшой концерт для участников совещания показал, что он живой и не только не пострадал от переноса в новое помещение, но звучит лучше после прочистки труб.
Среди всего этого запустения губернатор пообещал: через год Органный зал будет сдан. И сказал, обращаясь к мэру: «Мы с вами, Евгений Иванович, объявив омичам, что орган они услышат через год, сжигаем за собой мосты. Теперь нужно выполнить обещание».
И вот, ровно через год, 30 июля 2002 года — открытие филармонического Зала органной и камерной музыки и первый концерт, как заведено, для строителей.
Резные двери, белоснежная лепнина на пастельно-желтых стенах, нарядные светильники. На второй этаж ведет не одна лестница, как раньше, а две — в верхнее фойе и просторный буфет. В зале вместо балкона — ложи. Авторы воссозданной красоты — творческий коллектив архитекторов под руководством А. М. Каримова и работники 000 «Стройподряд-импульс», который возглавляет С. Н. Оркиш. Начиная с восстановления Тарских ворот, «Стройподряд» демонстрирует омичам искусство возвращения к жизни старинных построек: две часовни на Любинском проспекте, реконструкция Театра драмы. Год назад Л. К. Полежаев, поручая объект Сергею Никоновичу Оркишу, очень высоко отозвался о качестве работы его фирмы и о таком личном качестве руководителя, как ответственность. Эти слова были сказаны с надеждой. И сегодня очевидно, что надежда была не напрасной. С. Н. Оркишу и еще троим строителям -А. Г. Павлихину, Е. Н. Козыренко, Л. А. Снегиревой губернатор вручил Почетные грамоты Администрации Омской области. Сергея Никоновича Оркиша еще поздравил с 50-летним юбилеем, отчего тот разволновался.
Как водится, строители перед сдачей объекта не спали, работая по ночам, чтобы успеть. Так бывало и раньше. А вот другая сомнительная «традиция», к счастью, остается в прошлом. Это когда после торжественного открытия с разрезанием ленточки объект закрывали на некоторое время, чтобы устранить недоделки. Так, кстати, Органный зал уже открывали — в 1998 году, показушно, на один день, чтобы через три года обнаружилась такая «недоделка», как падающие стены. Нынче вслед за презентационным днем последовали концертные. Изысканный, как подобает центру классической музыки, дом искусства уже не будет закрыт.
— Здесь в органичном сплаве соединились два искусства — музыки и архитектуры, — сказал на церемонии открытия Зала Л. К. Полежаев. — Это праздник для исполнителей, любителей музыкального искусства. Но, кроме того — память о тех архитекторах, строителях, что 100 лет назад задумали и создали это сдержанное в тонах, но возвышенное великолепное здание. И, я думаю, те наши предки, вкладывая душу в свою работу, думали и о грядущих поколениях, добротно работая для них, чтобы будущие омичи сохранили то, что сделано их руками. И это удалось. По фотографиям, по чертежам сумели воспроизвести то, что было забыто, и делали это с любовью, тщанием, высоким профессионализмом. Я поздравляю строителей, обретших уверенность в своем мастерстве, с их профессиональным праздником и с Днем города.
Поздравление пришло из Москвы, от министра культуры М. Швыдкого всем омичам. Назвав орган царем музыкальных инструментов, министр выразил надежду, что его новая жизнь в Омске даст импульс для дальнейшего развития музыкального исполнительства в Сибирском регионе.
Концерт-презентация был составлен так, чтобы продемонстрировать акустику старинного зала, возможности органа и разнообразие камерных жанров, которые будут представлены в новом центре музыки.
Открыла концерт органной хоральной прелюдией И.-С. Баха первая омская органистка Оксана Кулешова, получившая образование в Алма-Атинской консерватории. Потом к инструменту вышел лауреат международных конкурсов музыкант из Новосибирска Андрей Чуловский. Он исполнил ре-минорную токкату Баха, а в завершение концерта — с ансамблем Музучилища имени В. Я. Шебалина «Музыка для всех» — фрагмент мессы Ф. Шуберта и токкату Л. Боельмана. Во время аплодисментов, ему адресованных, он сам аплодировал органу. И вспомнилась высокая оценка, которую дал нашему инструменту органист Гарри Гродберг после первого концерта в ноябре 1983 года. Маэстро тогда заверил, что наш орган лучше красноярского, лучше свердловского, у него просто уникальные возможности. Теперь они снова открыты для слушателей.
Не менее прекрасно, чем органная, прозвучала в этом зале с великолепной акустикой хоровая, вокальная, инструментальная музыка. Хоровая капелла Технического университета под управлением Веры Поповой исполнила православные духовные песнопения. Вокалисты лауреат Международного конкурса Николай Лоскуткин из Новосибирска и Гран-при Всероссийского конкурса Надежда Комарова (Омск) выступили с партиями из оперной классики. Романс в исполнении нашей землячки, заслуженной артистки России Светланы Бородиной покорил сердца слушателей. Скрипач, лауреат всероссийских конкурсов Афанасий Чупин и пианист, лауреат Международного конкурса Святослав Хитев бисировали после виртуозного исполнения «Цыганских напевов» П. Сарасате.
Словом, был праздник, первый в череде многих предстоящих для слушателей, получивших достойный центр высокого искусства.