ПРОВЕРКА НА СОВЕСТЛИВОСТЬ

У Игоря Михайловича Зуги, генерального директора АО "Сибпромсервис", по поводу шефства предприятий над детскими домами особая позиция. Он считает, что детдомовцы больше нуждаются не в пряниках и конфетах, а в примерах для воспитания в их душах высокой нравственности, культуры и морали.

Жизнь оказалась к ним очень жестока, в ней никогда уже не будет счастливого детства (как оно может состояться без отца и матери рядом?), но тем важнее именно этих ребят постоянно убеждать в том, что в окружающем их жестоком мире есть место добрым чувствам и отношениям, есть место соучастию и красивым смелым поступкам. И в конечном счете сам человек, выходя на дорогу жизни, выбирает, в каком направлении ему двигаться: в правом — ориентируясь на истинные человеческие ценности или в левом, приводящим к нарушению этих заповедей, преступлению законов общества и в конце концов — к скамье подсудимых.

На протяжении пяти предыдущих лет «Сибпромсервис» в период новогодних праздников (в рамках работы попечительского совета областного союза предпринимателей) приобретал билеты в театр драмы для детей и юношества (бывший ТЮЗ) для воспитанников детского дома № 10 и школы-интерната № 5.

— Помню наше волнение перед первым выездом в театр, — рассказывает Игорь Михайлович. — Волновались все: и руководители детских учреждений, и мы, организаторы культурного досуга, и дирекция театра. Не станут ли детдомовцы бегать по зрительному залу во время спектакля? Не будут ли громко разговаривать и шуметь? Не испортят ли прихваченным с собой инструментом кресла? Все эти переживания оказались напрасными. Более внимательной, чуткой и непосредственной публики, по мнению контролировавшего визит детдомовцев администратора, в ТЮЗе еще не было.

После того спектакля Игорь Михайлович (он, к слову, сам всегда сопровождал выезды ребят в театр) поинтересовался у детей, понравился ли им спектакль, не жалеют ли они о проведенном в ТЮЗе времени. Ведь тихо и внимательно они могли сидеть в зале вовсе не по причине крайней увлеченности сценическим действием, а по приказу детдомовского воспитателя, пригрозившего им строгим наказанием за плохое поведение. Однако посыпавшиеся вслед за его вопросом восклицания ребятишек («Ах, какие добрые главные герои!» «Но Баба Яга нехорошая, злая!» и т. д.) рассеяли сомнения гендиректора окончательно. Они действительно выбрали самое полезное для ребятишек направление шефства — преподавание через искусство уроков добра, справедливости, мудрости, терпения, трудолюбия…

И то, что именно «Сибпромсервис» стал позднее главным спонсором областного конкурса «Омская звезда», было еще одним логическим шагом однажды выбранного направления шефства. Правда, «Омская звезда» — конкурс, в котором могут принимать участие не только воспитанники детских домов, но абсолютно все юные и не очень юные (до 27 лет) таланты Прииртышья. И по этому поводу у Игоря Михайловича Зуги — особая позиция: «Пусть в конкурсе участвуют все желающие. И даже те, кто не является суперталантливым и одаренным, кто вряд ли станет профессиональным артистом. Главное то, что дети устремлены к хорошему, полезному занятию, которое может только усовершенствовать их, обогатить духовно. И к тому же они учатся трудиться, набивать шишки на пути к победе. Опыт поражения тоже небесполезен — закаляет душу».

На нынешнее Рождество проводился очередной гала-концерт победителей прошлогодней «Омской звезды». Концерт длился два с половиной часа, но всем присутствовавшим в зале хотелось, чтобы он продолжался и продолжался, чтобы каждый победитель исполнил хотя бы по два номера. Заметим, генеральный директор АО «Сибпромсервис» И. М. Зуга присутствовал на представлении «звездочек» прошлогоднего соревнования от начала до конца — как и в первый год проведения «Омской звезды». Его не удовлетворяет роль «свадебного генерала», раздающего награды победителям. Ему интересно самому открывать юные таланты области. Так, он на очень высокий пьедестал почета возводит коллективы и солистов из Тарского и Калачинского районов.

Однако фирма «Сибпромсервис» опекает юношей, раздумывающих, как им жить дальше, в каком направлении двигаться, не только на стороне, но и в своих подразделениях. Руководство АО «Сибпромсервис» считает, что более эффективный путь комплектации штатов высококвалифицированными кадрами — отнюдь не поиск их среди многотысячного отряда безработных на биржах труда, а выращивание «поштучно» на собственной базе.

К примеру, в настоящее время в «Сибпромсервисе» проходят производственную практику восемь учащихся ПТУ-46. Когда они только появились здесь, то вели себя весьма вольготно, похоже было, что ребята решили на практике расслабиться: баловались, отказывались выполнять задания. Специалисты, к которым они были приставлены, тоже заартачились: зачем, мол, им такая обуза? И то: зарплата в «Сибпромсервисе» начисляется по сдельному варианту, и если полдня пробегать за пэтэушниками, склонными к волынке, то нечего будет получать.

Однако Игорь Михайлович Зуга пригласил к себе заместителя главного инженера, курирующего кадровые вопросы, чтобы вместе обсудить проблему отношения практикантов к работе. Научить их работать и заплатить за выполненный объем по полному тарифу, чтобы ребята увидели оценку хорошего труда, — такова была установка руководителей на «трудотерапию».

И этот подход дал положительные результаты. Когда ребята стали ежемесячно получать приличную зарплату, то к ним уже больше не было нужды применять «кнут». Более того, узнав о введении серьезного материального стимула, на производственную практику вернулся один из «дезертиров». Речь идет о двух учащихся, сбежавших с объекта чуть ли не в первый же день трудовой вахты.

Есть сегодня у коллектива «Сибпромсервиса» и «сын фирмы» — воспитанник детского дома № 1 Алексей Алексеенко. Алеша, правда, уже учится в лицее на автослесаря, но из-за своего несовершеннолетия имеет право пока оставаться в детдоме. Тем более что тут же воспитывается и его родной братишка. «Сибпромсервис» решил установить над Алешей особую опеку и выделить ему средства, как говорят военные, на довольствие. То есть парень теперь питается за счет предприятия-шефа, причем по усиленному калорийными блюдами меню — дабы нарастить мускулатуру.

Но не только рост и питание «сына фирмы» будут курировать шефы из «Сибпромсервиса». Не менее важно для них и то, каким специалистом Алексей выйдет из стен лицея. Если толковым и трудолюбивым, то руководство предприятия, конечно же, найдет для него рабочее место, гарантирующее достойную зарплату.

— Почему мы считаем себя обязанными участвовать в воспитании детдомовцев, помогать им материально и в трудоустройстве? — переспрашивает меня Игорь Михайлович Зуга. — Чтобы как можно меньше молодых людей «родом» из детдома оказывались после выхода из него в асоциальных группах бомжей, пьяниц, безработных и преступников. Я думаю, что опека над одним-двумя детдомовцами будет необременительной даже для небольшого предприятия. И если каждое из предприятий озаботится будущей судьбой воспитанников детских домов, то общество в целом будет здоровее, добрее, нравственнее.

Представляя проект губернаторской программы «Дорога в жизнь» на 2001-2003 годы на заседании коллегии обладминистрации, начальник главного управления образования А. Ткаликов говорил о том, что прежде чем приступать к ее разработке, они решили проверить, насколько совестливы сегодня люди, способны ли они откликнуться на призыв помочь социальным сиротам.

Что касается коллектива АО «Сибпромсервис» и его руководителя Игоря Михайловича Зуги, то они в такой проверке на совестливость не нуждаются. Они никогда не прекращали своего участия в жизни детских домов Омска.