Сирано де Бержерак вошел в историю благодаря изрядным размерам своего носа. Жерар Депардье и Савелий Крамаров обязаны своему таланту. Но только ли? Разве не таится в невыразительных и угловатых чертах французского актера «неумолимое» обаяние, приковывающее взгляд к экрану? Разве не завораживает зрителей до сих пор краморовское косоглазие, такое доброе, детское и лукавое? Каждое лицо уникально, но далеко не каждый из нас считает его своеобразие предметом гордости. И если неудовлетворенность собственной внешностью становится жизненной трагедией, человек может оказаться на операционном столе… Сегодня гость «КП» в Омске» -челюстно-лицевой хирург высшей категории, доцент ОГМА Анатолии Ксенофонтович ПОПОВ.
— По какому поводу чаще всего обращаются к вам омичи?
— Большинство просьб по поводу коррекции форм носа, ушных раковин и подтяжки кожи лица. Но главный принцип любого оперативного вмешательства — целесообразность. Поэтому далеко не все из приходящих к нам людей действительно нуждаются в пластической хирургии. Особенно часто «заглядывают» на прием юные леди. Ситуация: знакомый мальчик интересуется Таней, а на Аню не обращает никакого внимания.
Аня прибегает из школы, садится перед зеркалом и буквально начинает выискивать у себя дефекты. Многочасовой «труд» даром не пропадает. На консультации — с волнением:
— Доктор, посмотрите на меня!
— Что такое?
— Вот нос вам как? Не нравится?
— А почему ваш нос не должен мне нравиться?
У таких Ань не косметологическая, а психологическая проблема. Главное, чтобы в этом переходном периоде комплекс по поводу собственной внешности не перешел в самоощущение неполноценности. И здесь моя задача — не дать подростку углубиться в мнимый недостаток. Иногда человека кто-то из «доброжелателей» наталкивает на мысль о хирургии. Но, если объективных показаний нет, необходимо человека разубедить. Это уже к вопросу о профессиональной этике. Что же касается самого типичного пациента в области пластической хирургии -это женщина за 30. Процесс биологического старения организма неумолим. И прежде всего возраст спешит «отпечататься» на лице. Хотя и не обманешь природу, но старость можно отодвинуть на 5-7 лет при помощи процедур лифтинга. Затем, процесс возобновляется и человеку необходима новая пластическая операция.
Можно ли «убежать» от природы на пару-тройку десятилетий? Рекордсменка в этой дисциплине Клара Лучко, пожалуй бы, сказала: «Да». В свои 76 (!) лет она даст сто очков вперед и иным сорокалетним. А великолепная Катрин Денев? Ее секрет хранят «золотые нити», с помощью которых хирурги периодически омолаживают лицо стареющей дивы.
— У каждой эпохи свои каноны красоты. И всякий раз возникает погоня за эталонами…
— Природа мудра, и она стремится сделать нас личностями. А это значит, что каждый человек глубоко индивидуален. Есть люди с казалось бы неправильными чертами лица, но в этом и заключается их обаяние. А прооперируешь, подгонишь под стандарт — та самая изюминка теряется и индивидуальность нивелируется. И в некрасивом лице можно найти что-то очаровательное. Научитесь это подчеркивать и увидите, сколько восхищенных взглядов будет обращено на вас. Лицо — это личность, а личность кардинально менять нельзя.
— Мир шоу-бизнеса хорошо знает не только Элизабет Тейлор, но и ее «пластического двойника» Майкла Джексона. В сравнении их фотографий подтверждается мысль, что любая копия будет хуже своего оригинала. На другом конце света, в Москве — подростковая лихорадка: сотни девочек жаждут переделать себя в Курникову и Алсу. Пользуются услугами хирургов-косметологов и омские знаменитости. Но оперироваться в родном городе чаще избегают.
Не обходится без курьезов. Некоторое время назад мужчина возраста далеко не юношеского категорично требовал у местных хирургов сделать из себя Высоцкого. Инженер по образованию, он приходил на прием не только с многочисленными фотографиями кумира, но и с чертежами своего будущего лица.
Нет-нет, да и случается, что достают пациенты на консультациях из широких штанин линейки, циркули, микрометры и схемы и слезно просят «убавить тут, прибавить там» в пределах 1 миллиметра! Или 1,2 мм. (!)
— Используете ли вы в своей работе возможности компьютерного моделирования?
— Пластическая операция — это акт творчества, и я глубоко убежден, что компьютер не помощник пластической хирургии. Компьютер с легкостью выдает заданный образ, но где гарантия, что физиологические особенности лица позволят воссоздать виртуальную картину?
Профессионал должен еще до операции объемно, в пространстве увидеть, каков будет результат. Но всегда надо стремиться к тому, чтобы, убирая явные дефекты и недостатки, не изменять лицо, а значит, повторяю, и личность человека.