ЗАПРЕЩЕНА ДОБЫЧА ПЕСКА ДЛЯ МЕТРОМОСТА

21 августа Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Омской области приостановило работы по заготовке песка на площадке, расположенной неподалеку от улицы Крупской на Левобережье

Соответствующие предписания получили руководители ДЭС Ленинского округа и дирекции строящегося метрополитена. Основанием для запрета послужило то, что эти организации не представили на согласование проекты проведения самих работ и рекультивации участка.

Такое непослушание является нарушением Закона РФ «Об охране окружающей среды». Ведь добыча песка велась в природоохранной зоне — пойме Иртыша.

В свое время песок в районе улицы Крупской намыли, собираясь строить здесь еще один микрорайон — Прибрежный. Потом планы омских архитекторов изменились, и от выведения этого жилмассива решили отказаться. Городские власти положили глаз на бесхозный песок весной 2001 года. Это сырье было необходимо и для собственных нужд мегаполиса. Но, в первую очередь, для строительства метромоста и метро. По имеющейся у нас информации, таким образом, было решено провести некие взаимозачеты между городским и областным бюджетом. Видимо, региональные власти, проводящие тотальную мобилизацию средств для стройки тысячелетия, настойчиво порекомендовали муниципалитету посодействовать благому делу. Поэтому мэр Евгений БЕЛОВ подписал соответствующее распоряжение — и разработка новоиспеченного песчаного карьера началась. Впрочем, в прошлом году много песка вывезти не успели. Настоящий аврал начался весной 2002 года. Метромосту требовалось очень много песка. Кроме того, город начал ремонтировать дороги. По состоянию на 1 июня метростроевцы вывезли 152 тысячи кубометров песка, а дорожно-эксплуатационная служба Ленинского округа, которая является официальным хозяином дармового карьера, — 28 тысяч кубометров. Но, кроме этих организаций, считают экологи, добычу песка ведут здесь и другие, ведь охраны практически никакой.

Вмешательство омского представительства федерального природоохранного органа наверняка надо связывать с приходом на пост начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Омской области Николая ЯЛОВЕНКО. Ведь именно в июне к разработчикам рукотворного проекта стали поступать настоятельные требования экологов, чтобы они представили хотя бы не сам проект, а сроки его согласования. Однако и метрополитен, и ДЭС Ленинского округа эти требования проигнорировали. Записанный в июньском предписании срок — 1 августа — прошел. И тогда природоохранители решили действовать по полной программе.

Наверное, любому посвященному человеку ясно: дело тут вовсе не в борьбе амбиций. Ведь речь идет не о строительстве какого-нибудь ларька, а о серьезном изменении прибрежного ландшафта. И к каким последствиям это может привести, обязательно надо предусмотреть. Для того проекты и существуют. Руководство городского управления по ГО и ЧС тоже всерьез обеспокоилось: еще массовых подтоплений, и, не дай бог, наводнений, нам не хватало. До ближайших домов густонаселенного жилмассива метров 500. Кроме того, карьер на глазах превращается в рассадник инфекции, то бишь импровизированную свалку. Никто не подумал и о рекультивации, которая, вполне возможно, потребует огромных средств. Впрочем, экономический аспект проблемы выглядит совсем по-идиотски. Ведь, подсчитав все затраты, наверняка выгоднее было бы закупить песок даже в Казахстане. Но, как в советское время, у нас важнее уложиться в намеченные сроки строительства метромоста и тем самым выполнить директиву вышестоящих — областных властей. Поэтому сейчас экологи опасаются, что их предписание не будет выполнено. В тот же день, 21 августа, состоялся телефонный разговор представителей ДЭС и дирекции метростроя с мэрией. И муниципальные власти высказались: никого не слушайте, работайте дальше, если вам надо! Так что природоохранители в конце минувшей недели обратились за поддержкой в областную прокуратуру и к своему московскому руководству. Ну а руководителям организаций — «добытчиков» песка в ближайшее время придется еще и заплатить штрафы.