Место, где кучкуются омские баркашовцы, известно всем. Потому нам облюбовали они для пропаганды своих идей площадь у крупнейшего торгового комплекса, в самом центре города, где за день проходит огромное количество народа.
Нельзя сказать, что городские власти и правоохранительные органы к их присутствию относились дружелюбно. Периодически поднимается вопрос о том, чтобы запретить сторонникам РНЕ собираться. Милиция вела с лидерами организации профилактическую работу, а минувшим летом даже изъяла у распространителей 318 экземпляров газеты «Русский порядок». Для каких-то более активных действий у правоохранительных органов просто не было законных оснований.
И вот областная прокуратура такие основания нашла. Оказалось, что учредительные документы организации составлены с нарушением нескольких статей Федерального закона «Об общественных объединениях». В частности, не конкретизирована организационно-правовая форма объединения, а также не указана территориальная сфера его деятельности. Правда, лидер местных сторонников РНЕ Алексей Николаев безуспешно пытался убедить суд, что упреки эти скорее в адрес управления юстиции, нежели к ним. Сами баркашовцы трижды вносили на перерегистрацию новые документы, но их почему-то так и не приняли.
Но всё это, в общем-то, были формальные нарушения. Куда более серьезным стало обвинение в разжигании национальной розни, клевете на власть и публичной демонстрации символики, схожей с нацистской. Что противоречит Законам РФ «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне». По мнению прокуратуры, экстремистские призывы содержались в одной из листовок, распространяемых у Торгового центра местными соратниками А. Баркашова. В ней власть именовалась не иначе как «сатанинской», а сотрудники правоохранительных органов, изъявшие у баркашовцев 318 экземпляров газеты «Русский порядок», были названы «поджидками в милицейских погонах». На суде А. Николаев сначала вроде бы не отрицал своей причастности к распространению листовки, но потом заявил, что не имеет к ней никакого отношения и не знает, как листовка оказалась в городе.
Ключевым стал вопрос об использовании баркашовцами в качестве эмблемы стилизованной свастики. Напрасно А. Николаев пытался убедить судью Бориса Фоминых в том, что свастика-коловрат является древнейшим языческим символом и встречается практически у всех народов Сибири. Для наглядности даже демонстрировал образцы национальных костюмов, где в качестве орнамента используется этот знак. На судью эти культурологические пассажи впечатления не произвели.
10 октября омская организация общественно-политического движения «Русское национальное единство» юридически перестала существовать. Впрочем, пока трудно сказать, идет ли речь о запрете ее деятельности по принципиальным соображениям. Решение суда оглашено, но текста его никто еще не видел. Для запрета РНЕ действительно достаточно и формальных нарушений в учредительных документах, которые, впрочем, исправить легко. Однако на суде речь шла и об экстремистских призывах, и о признании незаконным использования стилизованной свастики баркашовцев. Что уже далеко не формальность. Вот только неизвестно, станут ли эти пункты резолюцией суда. Если станут, милиция сможет привлекать к ответственности российских нацистов, например, за нарушение Закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне». То есть баркашовскую свастику можно будет приравнять к пропаганде фашизма.
Решение суда, похоже, ничуть не расстроило самих омских баркашовцев. А. Николаев заявил, что уже в ближайшее воскресенье выйдет на площадь у Торгового центра, чтобы распространять «Русский порядок».