По соседству с муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство по уборке города» располагается фирма, оказывающая омичам точно такие же услуги. Разница лишь в том, что частники избавляют от зловонных отходов и строительного хлама только тех, кто способен за это платить. В число их клиентов входят крупные городские ярмарки, магазины и даже вузы. Некоторые из перечисленных предприятий расторгли договоры с «Спецавтохозяйством», предпочтя сотрудничество с частными чистильщиками. Почему?
Разрастающиеся пышным цветом в омских дворах свалки, кажется, красноречивее всего говорят о том, что муниципальное предприятие по уборке города не справляется с возложенными на него обязательствами. Как рассказали корреспонденту «КП» в «Спецавтохозяйстве», причины здесь две: изношенность автопарка и низкий тариф на услуги санитаров города.
Из 40 мусоровозок, ежедневно выходящие на омские улицы, только пять автомобилей, приобретенных в 1995 году, можно считать сравнительно новыми. Остальным исполнилось уже по 16-17 лет. Условия, в которых они работают, не назовешь тепличными: бытовые отходы — весьма агрессивная среда. Обновление же парка ожидать не приходится. Ни у города, ни у самого предприятия на это нет средств.
Муниципальные мусорщики практически не имеют прибыли, избавляя от мусора население. Деньги на покупку ГСМ, зарплату рабочим и налоги они зарабатывают, обслуживая предприятия и организации. Такса за вывезенный контейнер у «Спецавтохозяйства» в два раза ниже, чем у частников, и составляет 47 рублей. По словам главного инженера САХ Руслана Рыжкина, этот тариф для предприятия вполне рентабелен.
С простых же квартиросъемщиков доход не велик. К тому же многие омичи, имея льготы на оплату коммунальных услуг, не платят за вывоз мусора и трех рублей в месяц. При этом сумма невыплаченной «Спецавтохозяйству» за эту категорию населения компенсации достигла 6,5 миллионов рублей. Зная об этом, можно предположить, что муниципальных мусорщиков в Омске душат сознательно.