В последнее время остро встала проблема детей с ограниченными возможностями. О ней много говорят, но мало что делается в этом направлении. Нельзя не согласиться с тем, что на плечи местной власти легло бремя непосильной тяжести, и бремя это они несут мужественно. Вот только за всеми проблемами почти не остается времени для тех, кто больше всего нуждается в поддержке и помощи. И тем радостнее осознавать, что есть все-таки люди, которым не безразлична судьба этих детей. И эти люди могут по праву гордиться собой и своей деятельностью, потому что она приносит ощутимые результаты.
Началась эта история, когда Елена Сергеевна Дикаева, преподаватель из школы искусств №14, стала заниматься музыкой с мальчиком, у которого было заболевание опорно-двигательного аппарата. Вскоре его отдали в музыкальную школу, но через шесть месяцев родители вынуждены были забрать ребенка, так как к таким детям нужен особый подход. После этого ребенка было еще двое детей, и, наблюдая за последней девочкой, Елена Сергеевна заметила, что игра на музыкальном инструменте, лепка очень эффективно развивает детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Главным образом это происходит потому, что в процесс творчества ребенок вкладывает эмоции и меньше обращает внимание на свои недостатки.
Приведем простой пример. Если ребенку с заболеванием детский церебральный паралич предложить собрать пуговицы в баночку, то ему будет сложно сделать это, а если предложить проделать ту же самую работу, но уже с музыкальным сопровождением и в игровой форме, ему будет гораздо легче, потому что в дело вступят положительные эмоции.
Заметив все эти особенности, Елена Сергеевна поговорила со своими коллегами, и было решено создать группу для детей с заболеванием детский церебральный паралич, написать экспериментальную программу, поставить определенные цели и задачи. Продолжительность эксперимента — 4 года. В течение этого времени преподаватели будут наблюдать, как эти занятия влияют на развитие детей с ограниченными физическими возможностями. Работа ведется в так называемый сензетивный период, когда у детей еще пластичный мозг. Таким образом, эта идея начала воплощаться в жизнь, но на ее развитие нужны были деньги. К. сожалению, на местном уровне денег не нашлось, и тогда Елена Сергеевна написала проект «Мы вместе-, который выиграл гранд от детского фонда UNISEF. На эти деньги группа работала год. В течение этого времени были разработаны специальные приемы и методики для работы именно с детьми, возможности которых ограничены состоянием здоровья. И уже через год стало понятно, что дети действительно развиваются и не последнюю роль в этом развитии играет общение. Ведь ребенок с ограниченными физическими возможностями с самого рождения живет в замкнутом пространстве и к физической болезни прибавляется неумение общаться со сверстниками, скрытность, замкнутость. А дети, посещающие группу, получили возможность не только развиваться творчески, но и жить в коллективе. Таким образом, формируется открытая личность. Личность, которая растет и развивается в творческом коллективе. А это и было главной задачей группы. Ведь благодаря коллективу у ребенка появляется сознание того, что он такой, как вес и его физический недуг не мешает ему учиться в музыкальной школе среди здоровых детей.
Для детей с ДЦП характерна раскоординированность слуха и голоса (когда ребенок слышит музыку, но не может произвести ее голосом). Дети же, посещающие группу, в конце года все поют. Проверка знаний проходит в неформальной обстановке. А в этом году ребята вместе с родителями поставили музыкальную сказку, где у каждого была своя выходная ария. Это первая часть экзамена. Во второй части дети вместе с педагогами играли пьески, несложные, но за три года ребята многому научились, и репертуар значительно усложнился.
Конечно, под сомнение можно поставить любую идею. Но положительные результаты в развитии детей отмечают и родители, и медики:
«Некоторые дети, из тех, что лечились, — говорит Александр Куприянович Едомский, заведующий неврологическим отделением областной детской неврологической больницы-потом начали посещать группу Елены Сергеевны. Личность ребенка очень меняется в результате этих занятий. Те дети, что лечились у нас, и те, что посещают группу-это просто небо и земля».
А вот мнения родителей.
«Ксюша занимается в этой группе уже 3 года. За это время она стала более общительной. Сейчас мы во втором классе, и я замечаю, что у нее значительно улучшилась моторика рук. Мы научились писать, что для детей с ДЦП очень сложно» — говорит Татьяна Федотовна, мама Ксюши.
«Когда мы пришли в эту группу, Паша не умел даже пуговицы застегивать, а теперь он справляется с этим легко. Сын с удовольствием посещает эту группу, стал более раскрепощенным», — рассказывает Галина Александровна, мама Паши.
Родителям тоже очень помогла эта программа. Они общаются друг с другом, пока ждут детей с занятий, они поддерживают друг друга, когда становится совсем тяжело. Но все-таки в жизни этих людей солнечных дней больше, чем пасмурных. Они вместе с педагогами и детьми выезжают отдыхать на природу, устраивают конкурсы, делают стенгазеты. Это одна большая семья, где все относятся к ближнему с любовью и добром. Болезнь, которая поразила их детей, не смогла озлобить их, наоборот, это очень отзывчивые, мудрые и душевно сильные люди.
Но, к несчастью, есть такое опасение, что группа скоро перестанет существовать, потому что никаких средств она не получает. Программа трижды выигрывала гранд от детского фонда UNISEF, тогда как по правилам на реализацию одного проекта дается только один гранд. Но, видимо, там, за рубежом, понимают, что таких детей нельзя оставлять без помощи и поддержки, потому что в силу своей болезни они в случае прекращения занятий окажутся запертыми в четырех стенах, и тогда все результаты, достигнутые педагогами за три года кропотливой работы пойдут насмарку. Почему же эту истину не могут понять наши местные политики?
То, что делают эти педагоги — достойно всяческого восхищения и поощрения, и хочется надеяться, что наши чиновники найдут все-таки средства на то, чтобы не погасить навсегда лучик надежды в этих маленьких сердцах, чтобы дать этим малышам возможность стать полноправными членами нашего общества.