ЗОЛОТО СКИФОВ В МУЗЕЕ ВРУБЕЛЯ

В старом здании музея открылась выставка предметов, которые могли бы стать гордостью золотого фонда Эрмитажа

22 октября в музее изобразительных искусств им. Врубеля открылась выставка «Золотые курганы Омского Прииртышья». Древние предметы — поясные пластины и пряжки с фантастическими, причудливо изогнутыми животными, чаша с надписью на древнеарамейском языке, скульптурные портреты древних обитателей Прииртышья, восстановленные археологами по особой методике, и современные картины Евгения Дорохова составляют единый ансамбль, который погружает внимательного зрителя * век архаического искусства.

Коллекция, представленная в музее, появилась благодаря двум открытиям, двум редчайшим удачам омских археологов. В 1965 году раскопки под руководством В.И. Матющенко подарили нам погребение «золотого воина» из кургана под деревней Сидоровка, в 1989 году экспедиция Л.И. Погодина нашла похожий памятник под деревней Исакович. И теперь древнее золото и серебро, которое вожди саргатцев — народа, жившего на рубеже эр в Прииртышье, носителей культуры, близкой к скифской и предков современных венгров — носили в первых веках нашей эры, мы можем увидеть на выставке в ООМИИ.

— Мы готовили большую программу, которая предусматривала реставрацию вещей и должна была закончиться постоянной экспозицией «Древнее искусство» в новом здании музея, — рассказывает Ирина Спирина, автор выставки. — Но — не получилось. Отреставрировать в Москве удалось только одну серебряную чашу, своими силами мы восстанавливали бронзу. Эта выставка, объединившая древние предметы и современную живопись в стиле авангардизма, на мой взгляд, показывает посетителям, что древний мир — не мертвый. В начале XX века искусство обращается к архаике. В музыке это Стравинский, Дебюсси, Прокофьев, в балете — Фокин, Ногинский, в изобразительном искусстве — Рерих, Гоген, Мадильнни, Коненков. То же можно заметить и в наше время. На этой выставке древний мир продолжает жить в произведениях Евгения Дорохова.

«Золотые курганы Омского Прииртышья» — не первый опыт совместной работы Дорохова с археологами. Все началось еще в 1998 году с выставки «Художник в знаковом поле архаики». Тогда посреди музейного зала стояла витрина с древними сосудами. И через нее можно было смотреть на картины. Художник до сих пор вспоминает трепет, с которым он впервые взял в руки сосуд, созданный неведомым мастером на рубеже эр.

— В своих картинах я использую достоверный материал, — рассказывает Евгений. — Как другие художники пишут этюды, так я использую кусочки сосудов, переосмысливая их. Художник здесь — это не только я, но и те, из-под пальцев кого выходили эти сосуды. Древняя керамика -очень хорошая почва для современного художника. Есть какая-то тайна, кроме того, древнее искусство очень лаконично и выразительно.