Случается, из кранов в кухонные раковины вываливаются пиявки. Коммунальщики же твердят, как заклинание, что вода цвета крепко заваренного чая прошла все этапы очистки и годится для употребления.
Горожане коммунальщикам не верят. Виданное ли дело, что после очистных вода практически не отличается от той, что плещется в Оми? В этом мы смоли убедиться лично, открыв первую попавшуюся на пути колонку, Из крана брызнула струя неблагородного рыжего цвета с грязной пеной. Такой не то что жажду утолить — руки ополоснуть боязно. В целях безопасности люди пользуются исключительно отстоянной и прокипяченной водой. Но даже после этих процедур она лучше не становится.
— Белье после стирки выглядит безобразно, белое становится отвратительно желтым. Кастрюли, сковороды давно потемнели, и оттереть этот налет никакими, даже сильно разрекламированными средствами невозможно. А кожа? После умывания она становится сухой и сильно шелушится, — рассказала Ирина Савочкова, жительница Калачинска. — И я, и соседи предпочитаем для чая и стряпни воду покупать, благо, что дефицита очищенной бутилированной воды в магазинах не наблюдается.
Бывает, правда, водопроводная вода становится вдруг чище и светлее.
— Весной, перед выборами в Законодательное собрание, около месяца шла обычная бесцветная вода, — рассказала Светлана Беленкова. — Не было необходимости ее отстаивать и кипятить. Пили прямо из-под крана, чего не делали уже очень давно. Но выборы прошли, и все стало, как прежде.
КТО ВИНОВАТ?
В Калачинском коммунхозе «грешат» на Омь, основной источник водоснабжения в городе. Справедливости ради стоит сказать, что река во все времена была красно-бурой, поскольку имеет болотное происхождение. По словам Виктора Якушина, начальника МП «Производственное объединение коммунального хозяйства», цвет воды в Оми обусловлен окрашенными органическими веществами, так называемыми соединениями гуминовых кислот. Зимой, когда Васюганские болота замерзают, органики становится меньше, вода светлеет. В период весеннего половодья и паводков, и летом, особенно если оно дождливое, болота «зацветают», вода становится насышенно — красной.
— Городская насосно-фильтровальная станция рассчитана на воду цветностью не более 100° (цветность выражается в градусах платиново- кобальтовой шкалы), тогда как в Оми эта самая цветность превышает 300-градусную отметку, — говорит Якушин. — Калачинские же очистные могут осветлить воду максимум до 1600.
По действующим федеральным Санитарным Правилам и нормам, цветность питьевой воды не должна превышать 200. Улавливаете ручницу? Что касается пиявок, то, по словам Якушина, это «всего лишь недоразумение». Просто-напросто из-за порыва, случившегося на сетях, вместо питьвой городу дали воду из летнего водопровода. Ту, что предназначена для полива огородов.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Насколько такое водопотребление опасно для здоровья, должно быть известно санитарно-эпидеологическим службам. Однако, Виктор Стрелко главный государственный санитарный врач по Калачинскому району, убежден, что горожане пьют совершенно не опасную для здоровья воду:
— Вода, прошедшая очистные сооружения, отвечает всем нормативам. Единственный показатель, не соответствующий ГОСТу, — это цветность. Но на самочувствии людей цвет никак не сказывается. Осадок — это растворенные болотные вещества, которые для человека безвредны. Я и сам пью воду из-под крана, и на здоровье не жалуюсь.
В администрации города выход из создавшейся ситуации видят в установке импортных миниочистных, работающих по принципу озонирования. Стоимость одной такой установки около 5 тысяч долларов, а их, учитывая городские потребности, необходимо как минимум три. Что касается перспектив такой покупки, то они весьма призрачны. Средств на покупку спасительных установок у города нет. Возможно, горожан утешит тот факт, что приобретение мини-очистных сооружений заложено отдельной строкой в областной программе реформирования ЖКХ на 2003-2004 годы. Ждите-с…