У НАС ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО НОЖ, СПИЧКИ И КАРТА

У НАС ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО НОЖ, СПИЧКИ И КАРТА

Попытка омича Бориса Иванова и его напарника осуществить тысячекилометровый поход по северным рекам не удалась

Когда 7 августа омские путешественники наконец добрались до людей, они были похожи на узников Освенцима: похудевшие, оборванные. С лицами, почерневшими от укусов комаров и мошки, с запекшимися кровяными коростами. С распухшими ногами. Без документов. Без денег.

В поселке не удивились странным пришельцам. Тундра есть тундра. Суровый край не прощает легкомыслия и самоуверенности. Того, кто поопытней, она выпускает из своих объятий. Того, кто нет, оставляет навсегда в болотах и топях.

А начиналось все просто замечательно. Собрав энную сумму денег, два отважных путешественника-омича Борис Иванов и Вячеслав Максимов, как и планировали, 4 июля отправились из Омска до станции Карачаево (Новый Уренгой). И уже 7 июля спустили свой катамаран в воду реки Пур. Им предстояло преодолеть 1000 километров по рекам Заполярья. Экстремалы мечтали найти древний город Мангазею и закончить свое рискованное путешествие на подходе к северным морям.

Следует сказать, что омичи — опытные сплавшики. За их плечами не один сложный переход по непростым рекам Сибири.

Первая половина путешествия складывалась удачно. Они точно двигались по намеченному маршруту. Побывали на развалинах форпоста московcкого княжества — городе Мангазее. Погода была подходящей. И, казалось, уже ничто не свернет их с маршрута. Увы, жизнь и иллюзии редко совпадают.

Нынешним летом, видимо, из-за засухи, северные реки сильно обмелели. Там, где сибиряки планировали идти по воде, приходилось волочиться по труднопроходимой суше. В районе енисейского водораздела воды осталось с гулькин нос. 28 июля омичи решили разобрать катамаран и до большой воды идти пешком. Груза оказалось много. Чтобы перенести весь скраб, путешественникам приходилось делать по несколько ходок.

Погода начала портиться. На землю стал ложиться туман. И, ориентируясь на местности с помощью допотопного компаса и охотничьих примет, наши странники потеряли груз.

Все, что осталось при них, — это одежда, пустые рюкзаки, карта, нож и спички. Обстоятельства изменились и, как на грех, в унисон с ними погода. С неба полилась вода. Ливень продолжался почти целые сутки. Слабый ручеек, в котором еще несколько часов назад можно было не промочить ног, на глазах превращался в широкую бурную реку. Сплавляйся — не хочу!

Когда дождь закончился, путешественники продолжили поиск. Но три дня были потрачены впустую. Напоенная водой природа в одночасье изменилась. Буйно зацвел ягель, спрятав под собой все старые ориентировки. Груз они так и не нашли.

Оставалось одно — возвращаться. Они пошли вдоль реки, преодолевая заросли и болота. Питались красной смородиной. Ночевали, как сейчас с улыбкой говорит Борис, на улице. Их нещадно жрали насекомые. К счастью, медведи и волки, которых немало в тундре, не попадались. Опять же, к счастью, преодолевая многочисленные буреломы, рытвины и болота, не переломали руки и ноги. Они почти выбились из сил, когда наконец увидели поселок.

К двум голодным, тощим и нищим оборванцам в поселке отнеслись с пониманием. Накормили, напоили, попарили в бане и спать уложили. Как в старой доброй сказке. А наутро стали спрашивать. Смеялись, сочувствовали. Но главное, поверили и не прогнали.

Целый месяц сибиряки зарабатывали себе на обратный проезд. Специальности сварщика, электрика, механика, которыми они владеют, очень пригодились. Ждали документы из Омска. Поначалу они еще надеялись найти груз и продолжить путешествие. Дважды, проникнувшись участием к судьбе омичей, местное начальство выделяло для поиска вертолет. Увы. А потом потянуло холодом (северное лето короткое). И попытки возобновить экспедицию пришлось оставить.

Сегодня путешественники вернулись в Омск целые и невредимые. Но осталось чувство досады — они не достигли цели.

Кстати, желание осуществить экспедицию не оставило их. На будущий год в конце июня, как только вскроется Енисей, омичи вновь намерены повторить свой вояж. За три месяца им предстоит пройти 4000 километров по северным рекам и морям Заполярья.

В ноябре Борис Иванов собирается на Мангазею поработать с местными промысловиками, чтобы получше узнать тундру и более основательно подготовиться к путешествию.

А Вячеслав Максимов после того, как починил электродизель, получил приглашение на работу в том самом северном поселке. Он мужчина молодой, неженатый. Наверное, согласится.