ТУПИК

ТУПИК

Жилье для омских бюджетников: апофеоз безнадежности. Ждать бесплатного - лет триста…

Представляем: Тамара Борисовна Бугаенко -ведущий специалист Сибирского культурного центра Главного управления культуры Омской области. В сфере культуры работает 20 лет, занимается в основном вопросами народных художественных промыслов. Ответственный секретарь художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам и ремеслам Омской области. Один из организаторов швейцарской выставки «Сибирь мастеровая» где Омская область была блестяще представлена (в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»). Автор программы -Возрождение традиционных художественных промыслов, поддержка народных мастеров- (кстати, под эту программу Министерством культуры РФ были в 1995 г. выделены целевые средства, которые пошли на поддержку центров народных ремесел в районах Омской области) Имеет сертификат международного эксперта по народным художественным промыслам. Ее знают все резчики по дереву, все вышивальщицы, самодеятельные художники, гончары, ткачи, чеканщики — в общем, все мастера художественных промыслов, для которых она организует выставки, выезды в другие регионы, выбивает средства.

Это одна сторона медали. А вот и другая.

… Двадцать (!) лет в общежитии. На сегодняшний день международный эксперт, ведущий специалист и т.д. занимает вместе с сыном-студентом 12-метровую комнатку в двухкомнатной общежитской квартире (с общей кухней на несколько квартир). В 1983 г. Тамара Борисовна была поставлена в Управлении культуры Омской области в очередь на государственную жилплощадь. Но с тех пор в управлении сменилось четыре руководителя, и если в 1990 г. она была первой в очереди на жилье, то после перетасовок в руководстве и полной утраты социальных приоритетов в Омской области эти очереди окончательно ликвидировались, а нуждающихся в жилье «перекинули» в очереди по округам города. И вот какая сегодня ситуация по городу высвечивается при изучении официальных ответов. В декабре 2001 года в очереди на получение жилья по ордеру в г. Омске значилось более 18 тысяч человек. Из них очередь на внеочередное и первоочередное (именно так!) получение жилья составляла более 11 тысяч человек. Это люди, перед которыми государство в давнем долгу: инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды-колясочники, инвалиды боевых действий в Афганистане, инвалиды-чернобыльцы. Им тоже не светит бесплатное жилье от благодарного государства, ну а уж работникам культуры — тем более. Очередь Т Б Бугаенко в общем списке по Центральному АО за последний год передвинулась аж с 653-го места на 651 -в. Простая арифметика: при сохранении нынешней «заботы» властей о своих неноменклатурных работниках наш международный эксперт по народным художественным промыслам может твердо рассчитывать на получение бесплатного жилья пет эдак через триста. И все эти триста пет (а для кого-то и пятьсот) новое обещанное жилье будет проплывать мимо простых очередников, как уплыли в туманную даль «твердо обещанные» работникам культуры квадратные метры в доме на углу улиц 10 лет Октября и Богдана Хмельницкого (сдан, по-моему, в 1996 году).

Впрочем, уже и на триста лет рассчитывать нельзя. Ибо в положении «О порядке государственной поддержки граждан в строительстве, достройке и приобретении жилья в Омской области», утвержденном губернатором Омской области, от 14.02.2002 г. №48. не предусматривается выделение жилой площади на условиях социального найма (то есть выделение по ордеру).

Все. Абсолютный тупик.

Впрочем, нет. Ведь еще 20 апреля 2001 года был принят указ губернатора №94. Согласно этому указу при наличии у государственного служащего (медика, милиционера, работника образования или культуры и т.д.) оснований для улучшения жилищных условий его, после подробного изучения обстоятельств, могут включить в очередь на приобретение жилья с оплатой 30% его стоимости. Остальное оплачивает государство (областной бюджет).

Теперь еще немного арифметики. По данным областного комитета государственной статистики. средняя начисленная заработная плата работников организаций Омской области в августе 2002 года соответствовала 3470 рублям. При этом, правда, средняя зарплата работников культуры и искусства составляет 2250 рублей, ну да не будем мелочиться — возьмем 3500 рублей. Самая скромная двухкомнатная квартирка в нашем благословенном городе стоит 350 тысяч рублей. 30% от этой суммы составляет 105 тысяч рублей. Вопрос: за какой срок даже «высокооплачиваемый» работник культуры Омской области, не имеющий богатой родни или покровителей, питаясь одним «духом святым» и откладывая ежемесячно по 2500 рублей, сможет накопить на взнос за квартиру? Посчитайте сами.

При этом Главное управление культуры и искусства никаких ссуд своим работникам предоставить не может.

«На основании вышеизложенного просим Вас дополнительно изучить возможности по кредитованию необходимых средств для улучшения Ваших жилищных условий». То есть барахтайтесь, ребята, как можете — ваш работодатель в лице областных властей умывает руки.

Это касается и остальных «низовых» бюджетников. Вы никогда не видели плачущего милиционера? А я видел. Бедный мужик просто подсчитал, сколько лет ему надо копить, чтобы — переехать с женой, двумя детьми и больной тещей из однокомнатной квартиры в двухкомнатную. Я уже не говорю о том, что, например, в Центральном округе даже 30%-ного жилья в год выделяется всего трем-четырем работникам культуры. И то как великая милость (они не льготники).

Что и говорить, щедрое у нас государство. Доброе. «Акулам капитализма» такая «доброта» по отношению к собственным работникам и не снилась.

… Общежитие по улице Лермонтова набито артистами, художниками и работниками культуры. С 1988 года живут здесь преподаватели факультета искусств ОмГУ кандидат педагогических наук Геннадий Волощенко и старший преподаватель кафедры теории музыки Галина Волощенко. У них двое детей. Надежд — никаких.

Скрипачка нашего знаменитого и прославленного симфонического оркестра Людмила Анатольевна Бородина 10 лет жила в гостинице, а с 1986 года — в общежитии. С ребенком. Надежд — никаких.

Музыкант симфонического оркестра Игорь Скобеев и дирижер-хоровик Татьяна Скобеева живут в общежитии с 1988 года. Двое детей. Надежд — никаких. Никаких надежд у артистов оперы и балета Музыкального театра, артистов ТЮЗа и филармонии. Они так украшают своими выступлениями пышные официальные мероприятия, их так приятно показывать гостям города и области, ими так удобно «бескорыстно» гордиться… После ярких и красочных концертов и спектаклей они возвращаются в свое убогое, общежитие. Пять лет, десять лет, двадцать. Надежд — никаких.

Только не подумайте, что бесплатное жилье у нас совсем не предоставляется. Предоставляется, причем ежегодно — приглашенным из других регионов и районов области руководящим работникам. Слава Богу, вот и артистам драмтеатра область в будущем году выделяет 10 бесплатных квартир. В общежитии на Лермонтова искренне рады за своих коллег и мечтают о том, чтобы и у их творческих коллективов были такие же мощные попечительские советы, как у нашего академического театра драмы. А на что еще надеяться?