АДРЕСНАЯ ФИКСАЦИЯ

АДРЕСНАЯ ФИКСАЦИЯ

Можно ли бороться с нищетой "точечными ударами", если каждый третий омич имеет доходы ниже прожиточного минимума?

Переход к адресной поддержке малоимущих граждан — излюбленная тема публичных выступлений чиновников различного ранга. Причина лежит на поверхности; бюджеты всех уровней изнемогают от огромного количества предоставляемых государством, но не обеспеченных реальными деньгами льгот. Давайте, говорит чиновники, льготы урежем, а точечным распределением средств поддержим самых обездоленных.

И вроде не только говорят — в Омске сразу несколько программ адресной помощи проходят экспериментальную обкатку. К примеру, в Советском округе уже около полутора тысяч малоимущих стали владельцами дисконтных пластиковых карт, которые им выдали в центре жилищных субсидий. Каждая такая карточка имеет индивидуальный номер и позволяет отовариваться продуктами в торговой сети магазинов «Десятка» с пятипроцентной скидкой.

Правда, покупать со скидкой можно лишь так называемые «социально значимые продукты». Скажем, хлеб, молоко, мясо, рыбу и т. д. Но никак не водку, курево или деликатесы. Хотя, полагаю, на деликатесы эти люди и при наличии скидки вряд ли бы посягнули.

Есть и еще одно существенное ограничение. Суммарный размер дисконта за полгода не может превышать 400 рублей. Это в том случае, если доход на члена семьи составляет менее 800 рублей. А если он менее 1666 рублей (величина прожиточного минимума), обладатели пластиковых карточек сэкономят 200 рублей за те же полгода. Таким образом, адресная поддержка для первой категории малоимущих составит 2,2 рубля в день, для второй — 1,1 рубля.

Не будем иронизировать — для бедных это тоже деньги. О чем свидетельствуют цифры, которые нам любезно предоставило руководство торговой сети «Десятка». Менее чем за год в двух магазинах по дисконтным картам было сделано 15 тысяч покупок. Средний размер скидки на одну покупку составил 2 рубля. Прямо скажем, негусто. А вот общая сумма, которую оставили в магазинах малоимущие граждане, весьма приличная — около 600 тысяч рублей.

Надо полагать, что владельцев развивающей сети, которые стремятся получить прибыль не за счет высоких ценовых накруток, а за счет увеличения товарооборота, это хороший способ привлечения покупателей. Другими словами, речь идет об относительно недорогой, но весьма эффективной рекламе. Между прочим, омский Торговый центр предоставляв ветеранам ту же самую пятипроцентную скидку без всяких пластиковых карт и без каких-либо ограничений по сумме.

К предпринимателям, естественно, никаких претензий нет — все бы боролись за покупателей тихим вот образом. Другой вопрос, можно ли это назвать адресной социальной помощью со стороны муниципальной власти? Похоже, главной особенностью данной программы является тот привлекательный момент, что не надо тратить деньги из казны.

Еще один заявленный в Омске проект социальной поддержки малоимущих — предоставление скидок при покупке обуви и одежды (соответственно 7 и 10%). На приобретение обуви в магазине частного предпринимателя выдано 1718 талонов, одежды производства нашей фирмы «Большевичка» — 1189. Частный предприниматель использовал рекламную поддержку весьма эффективно, значительно увеличив объем продаж своей продукции, а вот «Большевичка» пока выгоды от сотрудничества с органами власти не извлекла — всего 15 талонов отоварено.

Заметим, что и этот вид социальной помощи осуществляется исключительно за счет предпринимательских структур. Казна тратится разве что на изготовление талонов. Да и круг льготников опять-таки узок. А вот экспериментальная программа Октябрьского округа мне показалась очень интересной. Там решили предоставлять малоимущим 50%-ную скидку на услугу по обмену паспортов. Паспорта меняют все граждане, значит, бедняки могут сэкономить на этом весьма существенные для них деньги. Но вот беда: с начала марта данной льготой воспользовались аж… 16 человек. Не потому ли, что тут действительно надо тратить бюджетные средства?

Понятно, что даже поддержка одного человека — благое дело. И все-таки, по-моему, нельзя не заметить тенденции. Постоянно мы слышим о новых проектах адресной помощи, составляются программы, на места спускаются директивы, их исполнением занимается многочисленный управленческий аппарат. Потом пишутся отчеты. Отчеты ручейками идут снизу вверх, сливаются в полноводную реку, и может сложиться впечатление, что многообразие способов заботы власти о малоимущих вот-вот образует ту самую систему адресной поддержки, которая заменит систему тотального предоставления льгот кому надо и кому не надо.

В том, что льготы урежут, можно не сомневаться. Многие из них давно существуют только на бумаге. Однако никакая система «точечной» поддержки бедных в скором времени не появится — это, по большому счету фикция, стремление чиновников выдать желаемое за действительное.

Судите сами: в одном Омске на учете как малообеспеченные стоят около 150 тысяч граждан. Заметим, что на учете стоят далеко не все. А в целом по области как минимум каждый третий имеет доходы ниже официального прожиточного минимума. Тут явно требуется не «точечная», а «ковровая» поддержка населения. Если называть вещи своими именами, речь нужно вести о программе борьбы с массовой бедностью в регионе. Потому что трудно говорить о какой-то адресной помощи, когда сотни тысяч граждан не в состоянии прожить без государственного вспомоществования.