Когда потухнет огонь, не знают и сами пожарные. «Горение происходит в закрытой емкости, — сообщил «Вечерке» начальник управления ГО и ЧС Советского округа, полковник Юрий Соловьев. Люк в нее небольшой по диаметру, поэтому подаваемой воды недостаточно, она не доходит до очага пожара. На поверх-ости образуется так называемая «пленка», под которой сырье продолжает гореть. Из-за скопления газов время от времени раздаются несильные хлопки. Огонь не остановится, пока не выгорит весь ангидрид».
Всего в установке, размером с двухэтажный дом, по словам пожарных, было 30 тонн ангидрида и 10 тонн трансформаторного масла. Сколько осталось сейчас — сказать сложно. «Такого пожара в Омске еще не было, — говорит начальник управления ГО и ЧС города полковник Юрий Муханин. — Был пожар на нефтезаводе, но чтобы три дня не могли потушить — это в первый раз…».
Огонь охватил площадь в 500 квадратных метров, а внутри установки раздалось несколько мощных хлопков. Взрыва не произошло только потому, что сработали три степени защиты. Иначе пострадали бы соседние производственные корпуса и находящиеся рядом заводы. Но жилым кварталам, как считают специалисты, в любом случае ничего страшного не угрожало — они расположены далеко от установки.
Омску повезло еще и в том, что ветер дул в северо-восточном направлении. Впрочем, ответа на вопрос, что случилось бы, если бы он подул в сторону города — мы нигде так и не получили.
Причины пожара тоже пока неизвестны. Сначала предполагали нарушение технологического процесса, теперь больше говорят о замыкании электропроводки. Но сделать точные анализы и провести экспертизу сотрудники УГПС смогут только тогда, когда пепелище остынет.
— Подобные ЧП Советскому округу угрожают постоянно, ведь он самый промышленный, — говорит Юрий Соловьев. — На нашей территории все нефтехимическое производство, множество других предприятий. Между тем технологические процессы сегодня нередко нарушаются, мощности старые, изношенные, бывает недостаточный контроль. Не хочу думать о том, что будет, если не сработают степени защиты…».
Приблизительный ущерб от пожара -около 3 млн. рублей. «Об ущербе экологическом говорить пока рано, — считает начальник отдела экологического контроля главного управления природных ресурсов Анатолий Погорелов. — Самый большой вред, скорее всего, будет от сажи, и то только атмосфере — омичи не пострадают. Но на всякий случай мы провели отбор проб на очистных сооружениях «Водоканала». О конкретных цифрах и фактах можно будет говорить только после окончания работы комиссии».
Кстати, в управлении заявили, что не располагают информацией о том, что горит именно фталевый ангидрид, к тому же его количество в установке — 3 тонны, что в десять раз меньше цифры, называемой пожарными. Видимо, путаницы будет еще много.