— Ma-a-ма, ну купи ужонка, — мальчишка начинает хныкать, топать ногой и ни в какую не выпускает из рук маленькую змейку.
— Ну зачем тебе змея? Где мы ее будем держать? — увещевает мама.
— Да хоть в банке, — разглядев потенциального покупателя, вступает в разговор продавщица. — А кормить ужа достаточно 2-3 раза в неделю сырым мясом или рыбой. Справится даже ребенок.
Действительно, все так просто. Мама сдается и покупает сыну вместо плюшевой змейки живую.
Типичная ситуация. И типичная же развязка — через месяц этого ужонка принесли в Экоцентр и умоляли спасти его от голодной смерти. Уж не брал пищу.
Немного фактов. В Омской области водится два вида змей: уж обыкновенный и гадюка обыкновенная. Взрослый уж достигает в длину 70 см, в диаметре — 3-4 см, окрас в основном черный или серый, отличительная особенность — два желтых или красных пятнышка на голове. Гадюки ядовиты, именно поэтому «обделены» вниманием со стороны браконьеров. Их, в отличие от менее удачливых ужей, не отлавливают по весне сотнями и не отвозят на «распродажу» в город.
Сезон продажи ужей наступает в мае и продолжается до ноября. Самый ходовой товар — двухмесячные ужата. Ужонок стоит 60-80 рублей и по карману каждому.
Сейчас в квартирах омичей появились смертники, — говорит заместитель директора Экоцентра, владелец выставки экзотических животных Виталий Парахин. — Учитывая то, в каких количествах закупают ужей по осени, они должны были бы быть у каждого десятого омича. Но в неволе они редко проживают год — два. Да и жизнью их существование назвать трудно, они медленно умирают.
Загубить змейку много усилий не потребуется. Самая распространенная ситуация — уж не берет пищу (ту, которую советуют давать горе-продавцы). На воле эти рептилии питаются мелкими грызунами, лягушками, мальками, насекомыми. Причем добыча должна быть обязательно живой, змеи не переносят падаль Сырое мясо, рыбу уж может просто не взять. Молоко, кстати, пьют только сказочные змеи. Своим гастрономическим привычкам уж изменяет редко, и без пищи он может прожить пару месяцев.
Вторая беда ужей-невольников — неподходящий климат. Они очень чувствительны к температуре и жару не переносят. Существует миф, что змеи с удовольствием греются на солнышке. От лампы, которой хозяин пожелает «осчастливить» своего питомца, вместо удовольствий уж получит разве что потрескавшуюся кожу.
Кстати, о болезнях. 99 % пойманных ужей инфицированы, то есть заражены гельминтами и прочими тварями. Кое-что уж может «подцепить» и у вас дома, например, пневмонию или стоматит. От стоматита умирают чаще всего. Внимательный и радивый владелец наверняка заметит недомогание питомца и задастся целью его вылечить. Однако здесь его ждет очередной сюрприз. В Омске ни один ветеринар не возьмется лечить ужа — слишком хлопотное и рискованное мероприятие.
Кстати, несчастных покупателей змеек почему-то не насторожило то, что ужами торгуют только «с рук». Зоологи знают, как сложно их содержать и насколько велика вероятность того, что змейки умрут, так и не дождавшись своего покупателя.
Частники же не несут никакой ответственности за свой товар и его дальнейшую судьбу. Свои торговые точки они быстро меняют Ни им, ни поставщикам-браконьерам «засвечиваться» ни к чему. За один сезон ужей отлавливают не одну сотню, а на массовый отлов необходимо специальное разрешение городского комитета природы. Налоговая также остается в стороне от «змеиного» бизнеса, браконьер вряд ли будет регистрироваться как предприниматель.
Что же все-таки делать тем, в чьей квартире уже поселился уж?
— Если вы действительно желаете добра своему питомцу, — советует Виталий Парахин, — отвезите его куда-нибудь на север области и выпустите возле водоема. Он вам будет очень благодарен.
Наверняка найдутся люди, чья любовь к змеям окажется сильнее нелегкой правды об ужах и уходе за ними. Им можно посоветовать обратиться в Экоцентр, где помогут приобрести менее привередливых питомцев. Хотя и в их содержании есть свои особенности. Да и стоят они не одну тысячу рублей.
Тем же, у кого нет таких денег, может быть, стоит покупать плюшевых змеек вместо живых ужиков. 80 рублей — небольшая сумма, но «удовольствие» наблюдать и принимать участие в медленной гибели живого существа не стоит даже этих денег.