В Законодательном собрании стало традицией, что примерно раз в год председатель Владимир Варнавский произносит нечто вроде эпохальной речи. И каждый раз свет клином сходится на выборах в областной парламент по партийным спискам. Если два года назад омский парламент надежно похоронил саму возможность проникновения в ЗС депутатов от «партий и партиек», то нынче такой номер не проходит. Теперь на выборах по партспискам в представительные органы региональной власти настаивает президент Путин. И срок определен: до 14 июли должны быть приняты региональные законы, предусматривающие выборы по партийным спискам в местные парламенты. И тогда, по ехидному замечанию спикера, в Законодательное собрание попадут люди «без имени, без отчества и без фамилии».
«Искусственную активизацию процесса партийного строительства», как определил Варнавский желание центра ввести в региональные органы власти представителей политических партий, спикер сравнил с забеганием вперед и, сославшись на историка Ключевского, пригрозил, что история за такой перекос может проучить. Председатель привел примеры из опыта региональных парламентов, где уже проводились выборы по партийным спискам. Там, по его словам, до 80 процентов состава депутатов — жители областных центров.
Еще более туманной выглядит ссылка на некую региональную специфику. Тут спикер привел пример с чукчами, у которых партий и вовсе не наблюдается. Но хоть у Чукотки и Омской области хозяин один — Роман Абрамович, с партиями у нас не то, что у чукчей.
В регионе зарегистрировано 33 отделения политических партий. Понятно, что пускать в областной парламент партийную рать омским властям не с руки. Ведь те, кто пройдет в ЗС по партийным спискам, неизбежно будут считаться со своими московскими лидерами. К тому же при таком раскладе у омских красных существенно возрастают шансы повысить влияние в ЗС. В этом как раз и состоит местная специфика. В стабильно развивающемся регионе все может пойти кувырком. Конечно, с точки зрения тех, кто сегодня твердой рукой рулит областью.
Если у властей предержащих от грядущих перемен голова болит, то у многочисленных пока, по замечанию спикера, бесфамильных и безымянных партфункционеров она кружится. На прошлой неделе они провели круглый стол и выработали свои предложения. По их мнению, чтобы уравнять в правах депутатов от мажоритарных округов и тех, кто пройдет в ЗС по партспискам, необходимо увеличить число депутатов — 30 по округам и 30 — от партий. Еще представители партий предлагают снизить процент необходимого для участия в выборах сбора подписей от избирателей с двух, как это прописано в проекте Закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Омской области», до одного процента.
Если к слабым голосам партий, у которых, по справедливому, в общем-то, замечанию Варнавского, и идеология-то зачастую не просматривается омские власти могут не прислушиваться, то президенту, последовательно настаивающему на «смешанной», то есть включающей партийные списки системе формирования региональных парламентов, как доморощенным оппозиционерам на роток не накинешь платок.
По мнению депутата ЗС политолога Сергея Новикова, на этот раз губернаторскому лобби не удастся по накатанной практике вытолкнуть партии с политической арены региона. По словам Новикова, наш региональный парламент, один из наиболее реакционных в России, обложен федералами, как медведь в берлоге. И ему придется выбираться из теплого лежбища на ветер демократических перемен, цель которых — ограничить бесконтрольную власть региональных баронов-губернаторов с их спаянными свитами.
На плотно утрамбованном, аккуратно прополонном региональными властями и регулярно поливаемом губернскими СМИ политическом газоне области могут взойти незапланированные политические цветочки.
Головной боли омским властям может добавить и приезд на этой неделе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Олега Миронова. Говорят, жалоб от омичей скопилось немало и в администрации президента, и в европейской комиссии по правам человека в Страсбурге. Миронов даже послал авангард из своих подчиненных впереди себя, чтобы на месте конкретно поразбираться, кто и как нарушает права омичей, гарантированные им Конституцией и президентом.
Р.S. Судя по событиям, год у омских законодателей будет неспокойный. Даже у закаленного спикера нервишки на пределе: в кулуарах последнего заседания Варнавский опрометчиво при свидетелях назвал выходящего из его приемной Новикова бездарем. На что тот вернулся и обозвал его засранцем. Такая вот парламентская лексика.