О приезде столь важной персоны из Москвы ни одно из государственных и провластных коммерческих СМИ предварительно не сообщило.
Впрочем, те, кто хорошо представляет, какова у нас власть в регионе, понимают: приглашать того, кому по долгу службы нужно стоять на страже прав и свобод человека, в Омскую область не следует. Не счел нужным поучаствовать на встречах Уполномоченного с жителями Омской области и губернатор. Как же! Ведь в них участвовал депутат от оппозиции Олег Смолин, инициировавший, кстати, эту поездку.
«У нас с правами человека все в порядке», — написала «Омская правда» по поводу приезда Миронова. Таких бравурных заявлений эта газета не делала даже в период так называемого застоя. В самый его пик. В те годы, случалось, распекали за обиженных и лишенных каких-либо прав не только первых лиц области, но и чиновников повыше.
Ныне же Прииртышье — не область, а изумрудный регион. Благодаря одному-единственному волшебнику. Чтобы никому и ничего в другом свете и цвете не казалось, прогубернаторские СМИ и стараются (чуть ли не ежеминутно и ежечасно!) нацепить нам, как в известной сказке, зеленые очки. И тогда избушки-развалюшки на селе кажутся изобретением времени, а горы мусора на улицах Омска — россыпями изумруда. И даже жалкие пятерки и десятки в небогатом кошельке обретают цвет заморской денежной «капусты»…
Без сомнения, такие же очки пытались нацепить и на Уполномоченного по правам человека. И в чем-то маленьким человечкам большого Гудвина это удалось, судя по отдельным «вырезкам» из многочисленных выступлений Олега Миронова. За кадром «губернаторского «телеока» осталось все то, что хоть единым штрихом могло развеять миф о Гудвине и его изумрудном рае в глазах гостя из первопрестольной.
Это стало возможным еще и благодаря тому, что в план работы Миронова .постоянно вносились коррективы: менялись адреса и места встреч. Шаманы от чиновничества старались запутать следы и не дать возможности поговорить об истинном положении с правами и свободами человека на омской земле.
И все-таки есть уверенность, что Миронов к концу визита понял, что скрывают эти очки. Правде удалось пробиться. На той же пресс-конференции, которой завершился визит уполномоченного.
Характерный почерк областной администрации: для пресс-конференции предоставили, наверное, одну из самых маленьких аудиторий ОПЦ. Телекамеры плотно отгораживали Миронова и Смолина от журналистов. Те, в свою очередь, откровенно разделились: одни исправно выполняли задание держать «зеленый цвет» для Миронова, другие же хотели, чтобы он помог исправить положение.
Прогубернаторские журналисты выступали в заданном репертуаре. При этом старались успеть заполнить отведенное время вопросами, которые бы навели на мысль о райской благодати в Омской области и бесценном вкладе губернатора. Типа таких: «Как вам газификация в нашей области и есть ли нечто подобное в других регионах?» Или: «Понравились ли вам отношения между мэром и губернатором? Как вы относитесь к строительству нового микрорайона «Кристалл» на Левобережье?»
Ну как ко всему этому может относиться человек со стороны? Разумеется, только с одобрением. Он же не знает, что газификация в области проводится в основном за счет кошелька граждан, а поскольку у многих он тощий, то она ему не по карману. Или о том, кому повезло с Крапивинским месторождением. Не знает Миронов и то, что город распрощался даже с остатками местного самоуправления.
Нет, наверное, не было у областной администрации другого варианта поведения. Все больше людей открыто говорят королю по поводу отсутствия одежды. Наверное, поэтому накануне не пустили журналистов (и даже помощника депутата Смолина) на встречу Миронова с правозащитниками региона. Об этом на пресс-конференции возмущенно говорила журналистка Елизавета Кривощекова (газета «Нос»). Это тоже штрих к «портрету» о свободе слова в регионе…
Продолжил тему собственный корреспондент газеты «Правда» Дмитрий Гутенев. Он не просто назвал конкретные нарушения прав человека на судебную защиту, а в доказательство передал Уполномоченному обращения конкретных граждан… Другой журналист задал еще более разоблачительный вопрос: «Почему в Омской области создается культ губернатора государственными СМИ на деньги налогоплательщиков, почему эти самые государственные СМИ доступны лишь тем, кто дует в губернаторскую предвыборную дуду? Для других телеканалы, радио и газеты этого уровня откровенно закрыты. Почему в Омской области нет представителя Уполномоченного по правам человека? Это в так называемой передовой части Российской Федерации? В то время как в 21 регионе России они есть. Почему Законодательное собрание Омской области до сих пор не разработало столь важный закон, на основании которого будет создана служба представительства Уполномоченного по правам человека?» Боятся, что тогда многое из тайного станет явным?! Или работы у этой службы будет невпроворот?!
И еще. Представители прогубернаторских СМИ явно были настроены против депутата от оппозиции Олега Смолина, задавая ему провокационные вопросы. Однако депутат достойно парировал их.
Чего не скажешь о Миронове. Он не был готов к тому или не хотел публично признавать то, что в Омской области нарушения прав человека есть. И в большом количестве. Более того, он даже пытался сгладить остроту ситуации на пресс-конференции. И это тоже показатель. В связи с этим невольно возникала мысль: чьи же права он приехал защищать в наш регион, если не увидел главного?!
Его позицию вежливого гостя, но отнюдь не защитника прав жителей региона и использовали прогубернаторские СМИ в своих репортажах. Пусть это останется на совести Миронова и профессиональной совести провластных журналистов, услужливых и прикормленных, жирующих на деньги налогоплательщиков.