Как правило, спорят две команды. Одни захватывают, другие штурмуют. Потом разбираются в судах. Дело по нынешним временам вполне обычное.
На проходной ОАО «Омский завод газовой аппаратуры» в начале марта ввели особый пропускной режим. На первый взгляд, события развиваются по стандартному сценарию. Старый директор освобожден. Назначен новый. Но тем не менее ситуация, сложившаяся на заводе, по-своему уникальна. Обычно собственник снимает менеджера, то есть директора, за то, что тот не справился с работой или проворовался. Новый назначается, чтобы исправить положение. Однако еще пару месяцев назад на «Газаппарате» ничто не предвещало такого развития событий.
Назначенный два года назад на должность директора Евгений Беляев сумел вывести предприятие из комы. До него бывало, что завод по три месяца простаивал. За сравнительно небольшой срок Беляеву удалось многое: объем выпускаемой продукции увеличился в 3,6 раза, средняя зарплата возросла с 990 до 2800 рублей. Была разработана программа среднесрочного развития. Казалось бы, акционеры должны быть довольны. Поначалу все так и было.
ТОЛЬКО ПРИЯТНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Контрольным пакетом омского «Газаппарата» владеет московское ОАО «Газмаш» — одна из многочисленных дочерних компаний «Газпрома». Москвичи были довольны работой Беляева. Однако год назад они отрекомендовали ему нового стратегического партнера — ассоциацию «Сибирь». Омичам эта фирма хорошо известна по рекламе с ударным слоганом «Только приятные ассоциации». Рекомендация собственника равносильна приказу. Беляев стал работать с «Сибирью». Ожидалось, что сотрудничество с партнером, обладающим разветвленной торговой сетью, позволит наладить сбыт основной продукции завода -газовых плит. Однако ожидания эти так и не оправдались. Сотрудничество началось по схеме: «Сибирь» поставляет на завод сырье, потом получает и реализует продукцию. Однако, как свидетельствуют менеджеры » Газаппарата», сырье поставлялось по ценам несколько выше среднерыночных. А газовые плиты приобретались на заводе ниже оптовой цены. Согласитесь, ситуация несколько странная. Собственник вынудил свое предприятие покупать дороже, а продавать дешеоле. Почему и зачем? С этим вопросом Беляев неоднократно обращался к руководству » Газмаша». Внятного ответа так и не по лучил.
Получил лишь очередную рекомендацию принять на работу двух менеджеров, которые должны были заняться развитием производства. Рекомендация-приказ был выполнен. Вот только менеджеры эти почему-то занялись не вопросами производства, а сбором информации об имущественном комплексе завода. Тем временем в IV квартале 2002 года вся продукция «Газаппарата» стала реализовываться через торговую сеть «Сибири». Для сравнения: завод отпускал плиты в свободную продажу оптовикам по цене от 1975 до 2050 рублей, «Сибирь» установила свою цену — 1880. От такого странного сотрудничества отказаться было нельзя — собственник приказал. Конец года — пик реализации газовых плит. В итоге в четвертом квартале «Газаппарат» понес убытки в 2 млн. рублей. Началась задержка зарплаты.
Понимая, что от такого сотрудничества завод разваливается, Беляев неоднократно обращается к руководству «Газмаша» с просьбой пересмотреть свою позицию. И каждый раз был ответ — работайте с «Сибирью». Более того, директор нашел инвестора, готового вложить деньги в развитие предприятия. Но и это предложение «Газмаш» отклоняет. В итоге в конце февраля Беляев освобождается от должности.
«ДОЧКА» НА ВЫДАНЬЕ
На первый взгляд, действия собственника в лице «Газмаша» противоречат всем законам рынка. Вместо того, чтобы развивать предприятие, ему называют странного партнера, который высасывает из завода деньги. Напрашивается парадоксальное предположение: банкротство «Газаппарата» собственнику выгодно. В чем выгода?
Версий на этот счет может быть две. Первая: не исключено, что странную любовь «Газмаша» к ассоциации «Сибирь» объясняет такой факт — исполнительным директором ассоциации является Евгений Оскарович Греф — брат министра торговли и экономического развития Германа Оскаровича Грефа. Можно предположить, что наличие таких родственных связей позволяет Грефу договариваться с московским собственником омского «Газаппарата».
Версия вторая. «Газмаш» -«дочка» «Газпрома». Следовательно собственником активов этого предприятия является могущественный концерн и группа физических лиц. После смены руководства в «Газпроме» началась ревизия непрофильных активов концерна. Иными словами, начались проверки «дочек», кто какой собственностью владеет и как ее использует. Самые громкие скандалы, связанные с фирмами «Итера» и «Сибур», уже состоялись. Проверяющие обвинили руководителей этих компаний в нечистоплотности. Проще говоря, в том, что руководители «дочек» работали не на «Газпром», а больше на свой карман. Можно предположить, что ситуация на «Газаппарате» вписывается в эту схему. Руководителям газпромовской «дочки» под названием «Гаэмаш» невыгодно развивать омский завод. Не ровен час случится реорганизация и «дочку» отправят на вольные хлеба без «отцовского» приданого. А значит, нужно это приданое как-то уводить от отцовского ока. Как? Очень просто. Использовать третью фирму, через которую откачивать деньги на черный день.
ЕСТЬ ЛИ У СОБСТВЕННИКА ПРАВО «НАЛЕВО»?
В нашем законодательстве достаточно много дыр. Поэтому доказать попытку преднамеренного банкротства очень трудно. Судя по действиям руководителей «Газмаша», им и дела никакого нет до того, что будет с омским предприятием. Видимо, для них это мелкая пешка в большой игре. Если так пойдет и дальше, то в этой игре более 300 человек, работающих на «Газаппарате», окажутся выброшенными на улицу, а территориальный бюджет лишится почти пяти миллионов ежегодных поступлений. А между тем перспектива развития у предприятия есть. Продукция омского завода рассчитана на небогатого потребителя. Это единственное предприятие среди аналогов, расположенное за Уралом. Везти дешевые газовые плиты в Сибирь из Казани или Волгограда с учетом транспортной составляющей должно быть невыгодно. А тем не менее везут. По логике,омский завод должен бы занимать до 90 процентов зауральского рынка, а занимает всего 10-15. При нормальной работе перспективы развития очень хорошие. А если привлечь инвестора, который уже найден, завод мог бы улучшить качество плит и перейти в другую ценовую категорию. Есть на «Газаппарате» возможность участия в областной программе газификации. Здесь начали разработку отопительного аппарата и газового оборудования. Процентов на 80 изготовили оснастку, но незаинтересованность собственника перечеркнула эти планы. А тем временем аналогичное оборудование завозится в область из Саратова. Иными словами, возможности и условия для успешной работы оказались невостребованными.
Сегодня коллектив предприятия работает на осадном положении. Люди еще помнят то время, когда по нескольку месяцев отправлялись в административные отпуска. И они опасаются возврата к прошлому. Работники «Газаппарата» подписали письмо к губернатору с просьбой не оставлять предприятие на произвол судьбы и московских собственников. Как сказал один из рабочих: «Встанем у проходной с вилами и так будем отстаивать свои интересы».