Поводом послужили сообщения в местных СМИ о судебных исках, которые предъявили врачам центра родственники умерших людей. Утверждалось, что почки погибших якобы были использованы без согласия родных для пересадки тяжелобольным людям, находившимся на гемодиализе.
Главный врач ГКБ N 1 Василий Мамонтов объяснил ситуацию по поводу судебных исков. По его словам, городская прокуратура проверила законность проведенных операций по удалению и пересадке почек. Состава преступления, говоря языком судебного протокола, не обнаружено. Работа центра осуществляется только с соблюдением существующего законодательства.
Согласно соответствующему федеральному закону, у умерших людей можно брать органы, если их родственники не против этого. «Мы забираем органы у умерших даже не по факту смерти мозга, а по факту клинической смерти. Вопрос тут решается коллегиально, бригадой медиков. При этом все делается, чтобы человек выжил. Нам хотелось бы сформировать у людей отношение к пересадке органов, как к помощи, оказываемой больным. На Западе, например, это воспринимают вполне нормально, хотя католицизм и некоторые другие религии запрещают донорство органами», — заявил В. Мамонтов. Он также посоветовал журналистам воспитывать у людей стремление помочь тем, кто очень в этом нуждается, а не вырабатывать недоверие к работе медиков.
Что касается доноров, то на встрече было еще раз подчеркнуто: омские медики работают в рамках закона. В настоящее время купля и продажа донорских тканей и органов запрещена.
Основной «контингент доноров» формируется из погибших в результате черепно-мозговой травмы. Бывает, родственники больного предлагают для него свои органы. Но больные, как правило, отказываются от такой помощи. Впрочем, один случай подобного донорства — от мамы к сыну — есть и в практике Омского центра трансплантации.
За рубежом сегодня существует целая система банков данных по донорским органам.
Медики узнают в Интернете, где есть подходящий для их пациента донорский орган. Омские врачи мечтают о том, чтобы включиться в работу по формированию банка данных и иметь доступ к банкам других регионов.
На пресс-конференции прозвучали свежие данные о работе центра трансплантации. За три месяца было проведено 18 операций по пересадке почек. Только у трех пациентов отторжение чужого органа не удалось купировать, и они вернулись на гемодиализ.
Операции для пациентов бесплатные, все расходы берет на себя городской бюджет (сейчас трансплантация почки с дооперационной подготовкой и лечением после операции стоит 500205 рублей — это значительно дешевле, чем отправлять пациентов на операцию в центральные регионы).
По оценке врачей, когда будут отработаны все механизмы операции, стоимость ее должна снизиться.
В месяц на трансплантации у нас тратится около 1 млн. рублей. И все равно из-за нехватки средств центр не может работать в полную силу. Сейчас в листе ожидания операции числится 45 пациентов.
Стабильное финансирование, принятие тут четкой программы на пять лет, как подчеркнул заведующий центром Сергей Семченко, означает, что трансплантация в Омске будет развиваться дальше. Возможно, в омской трансплантологии тогда появятся такие направления, как пересадка поджелудочной железы и других органов.
В заключение встречи врачи представили трех недавних пациентов центра, которым была сделана пересадка почки. Двое из них уже приступили к работе. Все трое чувствуют себя хорошо.