— Сударыня, — останавливая миловидную девушку, пытаюсь изобразить легкий и, по моему мнению, французский акцент. -Сударыня, где у вас тут танки делают?
И не давая опомниться:
— Нас в аэропорту, э-э-э, как это по-русски, э-э-э — забыли. Мы — по обмену опытом.
Девушка, правда, с некоторым сомнением посмотрев на «французскую» внешность нашего фотокора,все же ответила.
— Танки? Ну, по-моему, на заводе «Октябрьской революции» их делают.
А дальше подробно изложила, каким транспортом до него доехать, где найти проходную и т.д., и т. п.
Мы решили задачу усложнить. Подъезжаем к проходной омского аэропорта. Разгар рабочего дня. Мужчина с бейсиком на спецовке выходит из проходной.
— Ради бога, извините, мы сегодня уже улетаем, — из Германии приезжали родных проведать, а тетку увидеть не удалось. Она на ГСМ работает, а на проходной нас и слушать не хотят. Может, вызовете или проведете туда?
До базы ГСМ от проходной -около километра. Топать туда ему очень не хочется. И в то же время желание помочь (или неспособность отказывать) очень сильно.
— Что мучиться? Пройдете вдоль того забора метров сто до железнодорожной ветки. Там, как правило, калитка полуоткрытая, пролезете — и прямо по ветке до ГСМ дойдете.
И видя нашу нерешительность, добавляет:
— Не бойтесь, никто вас на территории проверять не станет.
Самую поразительную «находку» мы встретили на автобусной остановке у поселка завода им. Козицкого. Даже по лицу несколько небрежно одетого мужчины, — явно пенсионера, — можно было догадаться, что он большой любитель пообщаться.
— Пороховые склады? Да вот они, господи, рукой подать. Бывшие военные? Работать туда устраиваетесь? Да там все делают — и гранатометы опрессовывают, и пушки для танков, орудия калибруют, старую технику военную разбирают. В 92-м так вообще снятые с вооружения пулеметы «Максим» по плацу рядами выстроили и бульдозером давили. Ракеты? Ракеты на складах есть. Платят сколько? Не знаю. Да вы тут у любого спросите — из поселка многие на пороховых работают, расскажут.
В общем, за два-три часа «прогулки» по городу нам с фотокором рассказали: как, минуя посты, пробраться на территорию 242-й части ВДВ и что на военном аэродроме в поселке Чкаловском базируются самолеты-перехватчики (и пройти на аэродром проще со стороны ВПП через лазейку в колючей проволоке) и как найти вход в городской подземный бункер гражданской обороны, из которого в случае атомной атаки будет вестись координация действий сил спасения и самообороны…
Короче, если что, мы уже довоевались. Зачем кому-то тратить миллиарды у. е. на спутники-шпионы, когда любой житель напичканного стратегическими объектами и совсем в недалеком прошлом «закрытого» города с удовольствием расскажет, а то и покажет все секреты.
Даже если говорить не о войне (хотя эта тема как раз на сегодняшний день достаточно актуальна), представьте себе неких террористов, не знающих, куда им пристроить грузовичок с гексогеном. Могу поспорить — наш добросердечный человек даже рядом с водителем сядет, чтобы лично показывать дорогу до требуемого объекта. Да еще, если хорошо попросить, — и разгрузить поможет. Не доходит до нас, что в мире сейчас неспокойно. И хотя, конечно, не стоит ратовать за «охоту на лис», как когда-то называли излишнюю подозрительность по поводу возможного шпионажа. Но и с такой услужливостью подставлять пол пинок свой, скажем, тыл, пожалуй, тоже не стоит. В конце концов — мало ли что.