РАБОТА БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

РАБОТА БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

В КП в Омске уже сообщалось, что известный омский изобретатель и руководитель НТП "Бета" Вячеслав Котельников из рук президента России получил медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II - й степени

Вячеслав Иванович не любит афишировать свою деятельность, но для корреспондента нашей газеты он сделал исключение, раскрыв в ходе эксклюзивного интервью некоторые подробности того, чем, собственно, занимается.

Скажу прямо: брать интервью у Котельникова — дело неблагодарное. Почти на каждый вопрос приходится слышать стандартный ответ: «Без комментариев!». Вячеслава Ивановича понять можно, так как почти вся его профессиональная деятельность проходит под грифом «Секретно» или «Совершенно секретно», а также под пристальным вниманием спецслужб как родной страны, так и дальнего зарубежья. Похоже, ему уготована судьба большинства ученых и изобретателей, работавших в «почтовых ящиках» Советского Союза. О многих из них и их гениальных разработках мир узнал лишь спустя десятилетия. Впрочем, Вячеслав Иванович не отягощен «звездной болезнью» и не испытывает разочарования по этому поводу. Он, скорее, тихий патриот, который ни за какие деньги не продаст государственные секреты, рожденные в его голове, хотя предложений, наверное, в мутные постсоветские времена поступало немало.

Помучавшись несколько минут, мне пришлось отключить диктофон и повести задушевную беседу, по ходу которой удалось выяснить кое-какие подробности. Получение государственной награды «За разработку специальной техники» лично из рук Владимира Путина не вызвало удивления у Вячеслава Котельникова, хотя любой местный чиновник посчитал бы это вершиной своей карьеры. Просто Вячеслав Иванович и Владимир Владимирович знакомы с тех времен, когда будущий глава России был лишь капитаном госбезопасности. Награждение проходило в Москве, в узком кругу специалистов, о деятельности которых можно только догадываться. Вячеслав Котельников в общих чертах успел рассказать о разработке, удостоенной внимания Президента:

— Просто открою тайну.

Все началось где — то в 1996 году, с письма бывшего премьер — министра страны Евгения Примакова. Тогда только начались боевые действия в Югославии. Перед нами была поставлена задача — свести к минимуму потери среди мирного населения и материальный ущерб от налетов авиации. В результате удалось разработать по сути один из компонентов для систем противоракетной и противовоздушной обороны. По цене он в миллионы раз дешевле, а по силе физического и электронного воздействия на летающую цель весьма неожиданный. Сама разработка, за которую была получена награда, представляет собой государственный секрет и затрагивает национальную безопасностъ. Поэтому человечество узнает подробности не ранее чем через пятьдесят лет.

Заметив, что я веду запись, Вячеслав Иванович плавно перевел разговор с государственных тайн на мирные разработки, которые он ведет со своими коллегами в научно-техническом центре «Бета» объединения «Полет». Многие из них могут принести солидную коммерческую выгоду, и господина Котельникова, по его словам, просто забрасывают письмами-предложениями со всего мира об открытии совместных предприятий. Чаще всего зарубежье интересует десантно-штурмовой вертолет «Юла». Работа над ним ведется почти десятилетие, прошлым летом начались летные испытания. Создание «Юлы» идет в закрытом режиме, так как аппарат, который может разместиться в ранцевом рюкзаке, обладает уникальными качествами для машин этого класса. По расчетам полет мини-вертолета может длиться 25 минут со скоростью 120 км/ час. Максимальная высота подъема 1000 метров. По словам Котельникова, время окончания испытаний зависит от финансирования проекта:

— Это концептуальная модель. Поймите, мы не создаем транспортное средство, мы. создаем вертолет нового поколения. Это безтрансмиссионная схема, которая позволяет изготавливать машины весом меньше, чем пилот. И в то же время на основе этой технологии можно конструировать вертолеты с грузоподъемностью 100 тонн и выше. Отрабатывается технология, по которой затем будут изготавливаться более мощные машины. Да, интерес к проекту большой. Если на нас выходят иностранные государства, то мы оговариваем, что разработка является закрытой. Пока все летные испытания мы проводим в Омске, поднимаются в воздух на «Юле» пилоты-испытатели объединения «Полет».

Еще одна разработка, которая принесла известность Котельникову в высших эшелонах российской власти — безоткатный миномет «Гал», стреляющий с помощью сжатого углекислого газа. На одной из его демонстраций присутствовал тогда еще вице-премьер Илья Клебанов. После выстрела учебного заряда среди охранников госчиновника начался переполох. Ни один прибор, ни одна собака не показали, что на выставочной экспозиции находятся взрывчатые вещества. Тем не менее миномет позволяет «стрелять» по-настояшему как боевыми зарядами, так и гуманитарными грузами массой до 8 килограмм на расстоянии 800 метров. Говорят, что «Гал» на примете у российских медвежатников, так как прибор позволяет вскрывать сейфы за считанные секунды. Мобильный вариант своего универсального миномета Вячеслав Котельников намерен продемонстрировать в июне на выставке военной техники «ВТТВ-2003»:

-Выставка будет иметь определенную специализацию -это региональные конфликты, конфликты в городской черте (уличные бои), боевые действия в горах. Ни один вид вооружении на данный момент пока не приспособлен для ведения таких боев. Все глобально — баллистические ракеты, спутники. Все это направлено на театры войны. А они, как мы сейчас убедились, могут быть в пределах одного квадратного километра. пределах одного квадратного километра. Там можно положить и взвод, и роту, а можно малой кровью выдавить или уничтожить противника. Для этого требуется специальное оружие, и это оружие я покажу. Оно будет легче и удобнее в использовании. Представим, что в полуразрушенном здании засела группа террористов. У них преимущество — они на верхних этажах, а у бойцов нет возможности ни танк подогнать, ни гаубицу, ни ракету. Кругом жилые здания. Поэтому спецназовцу нужно дать в руки такое оружие, чтобы он смог с расстояния 20-100 метров перебросить груз, например, взрывчатки. Достаточно полцентнера тротилового эквивалента — и тишина. И наши люди целы, и противник на будущее будет знать: не надо с нами связываться.

Тема спецназа сейчас актуальна для нашего общества, особенно после захвата заложников в Театральном центре в Москве. У меня как-то сам собой возник вопрос:

— А что, Вячеслав Иванович. использовались ли Ваши спецразработки при освобождении заложников на Дубровке?
Вы, наверно, дога-дываетесь, каким был ответ изобретателя. Конечно же: «Без комментариев!» Что ж, пришлось вновь выключить диктофон…