СЭС ПРОЩЕ ЗАПРЕТИТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРА, ЧЕМ ВЫПИСЫВАТЬ ШТРАФЫ

К такому выводу пришли санитарные врачи области при проверке предприятий торговли пищевыми продуктами и общественного питания

Сложности с оформлением штрафа возникли после появления нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Об этом заявила на прошедшем 26 марта общем собрании Союза делового сотрудничества заведующая отделом гигиены питания Областного центра госсанэпиднадзора Надежда ХОВРИНА.

Проверять имею право

С 10 февраля по 7 марта 2003 года областная СЭС вместе с сотрудниками МВД и госветслужбы проверили 440 предприятий торговли и общественного питания и 33 молочных завода. В результате за нарушение санитарных норм и правил на четырех молзаводах был ограничен ассортимент вырабатываемой продукции, с реализации снято по причине истечения срока годности 3340 кг пищевых продуктов.

Госанэпиднадзором производится постоянный мониторинг качества и безопасности омских продуктов. По закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверки бизнесменов различными госорганами, в том числе и госсанэпиднадзором, должны проводится на отдельном предприятии один раз в два года. Тем не менее, предпринимателям не стоит расслабляться. В этом же законе прописаны и так называемые внеплановые проверки.

Их проводят в случае, если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью граждан, или если даже возникла просто угроза здоровью и жизни граждан. В этих двух случаях закон позволяет проводить контроль других юрлиц и предпринимателей, использующих однородный товар. Например, нашли какую-нибудь заразу в молоке на одном из молзаводов, следовательно, проверке подвергнутся и другие предприятия, имеющие дело с этим же продуктом. Именно так в законе предусмотрены тематические рейдовые проверки. Либо проверяющие органы могут появиться на основании обращения в СЭС граждан, юридических лиц с жалобами. Допустим, сломался в вашем магазине холодильник, а некий господин Иванов доложил об этом в СЭС, значит, ждите проверки. При этом надо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган госконтроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки.

По словам Надежды ХОВРИНОЙ, Областной центр госсанэпиднадзора завалили жалобами. Все эти жалобы регистрируются. Кроме того, в ноябре прошлого года по всей России по заданию Министерства здравоохранения были введены тематические рейдовые проверки предприятий торговли, общественного питания и пищевой промышленности. В Омской области на основании результатов всевозможных проверок и поступающих жалоб санитарными службами выявляются наиболее неблагоприятные по санитарным показателям районы. Именно там по заданию главного санитарного врача области и проводятся тематические рейдовые проверки. Допустим, выяснили санитарные службы, что большего всего жалоб поступает на пищевые предприятия и магазины в Советском округе, значит там будут проверять всех подряд.

Разбор полетов

По результатам проверок госанэпиднадзор все надзираемые предприятия делит по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия на три группы. Первые — самые надежные, их по области только 20%, они полностью соответствуют санитарному уровню. Вторые — на этих предприятиях встречаются нарушения, но по предписанию СЭС все недочеты исправляются, таких — 73-74%. Третьи — вообще не отвечают санитарным требованиям, их 7-8%. На таких предприятиях работники госанэпиднадзора постоянные «гости». Как правило, у предпринимателей третьей группы находят целый ряд нарушений, им пишутся предписания, через некоторое время контролируется исполнение предписаний. И в такую фирму «гигиенисты» будут ходить до тех пор (а основания для этого всегда найдутся), пока санитарно-гигиеническое состояние не будет в норме, либо пока фирма не закроется.

На что чаще всего обращают внимание санитарные врачи? Прежде всего на срок годности пищевых продуктов. Это самое распространенное нарушение. Как правило, предприниматели стремятся предоставить широкий выбор товаров покупателям. Но часто продавцы из-за большого потока клиентов не могут проследить за сроком годности продуктов. К тому же во многих магазинах практикуется то, что ответственность за непроданный товар с истекшим сроком годности ложится именно на продавцов. Здесь руководителю предприятия либо самому надо контролировать срок годности своих товаров, либо нанимать товароведа по качеству.

Кроме того, при проверке магазинов санврачи обнаруживали, например, продукты глубокой заморозки вообще без каких-либо документов, так же без документации были фермерской молоко, мясо, кондитерские изделия. Даже если поставщики предоставляют документы, то и здесь могут быть нарушения. Например, в марте этого года в Нижнеомском районе местная милиция изъяла подозрительные сертификаты. При тщательной проверке оказалось, что это подделка под сертификаты фирмы «Омтор-сервис».

Президент Союза делового сотрудничества Борис СВАТКОВ посоветовал предпринимателям в случае подозрения подделки сертификатов его фирмы звонить в «Омтор-сервис». А то, мол, некие ЧП Безделкины подделывают документы солидной организации, надеясь, что их не будут проверять. А ХОВРИНА напомнила, что в этом случае надо обязательно проверять удостоверение о качестве и товарно-танспортную накладную. Так что вашему товароведу по качеству будет чем заняться, помимо проверки срока годности продуктов и контроля за продавцами.

Выпишите штраф, пожалуйста

Окупится ли дополнительная штатная единица? Тут уж решать руководителю, ведь при обнаружении нарушения будет либо наложен штраф, либо данная продукция и вовсе будет снята с реализации. С 1 июля 2002 года после вступления нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, усложнилась процедура оформления штрафов. «Я врач, а не юрист, — сказала Надежда ХОВРИНА, — меня не учили этой процедуре. Нам проще согласно санитарным правилам прекратить реализацию товара, но тогда у предпринимателей будут большие убытки, когда закупленный или произведенный товар реализовать вообще нельзя».