Спецоперация по захвату главного офиса компании «Омскэнерго», проведенная в начале прошлого месяца налоговыми полицейскими, наделала много шума. В распространенном тогда заявлении руководства РАО «ЕЭС России» сообщалось, что налоговая полиция выполнила политический заказ. Правда, не уточнялось чей.
Зато председатель совета директоров АК «Омскэнерго» Вячеслав Синюгин рассказал на пресс-конференции, что встретился с Леонидом Полежаевым — надо полагать, для обсуждения сложившейся ситуации. О чем беседовали, Синюгин опять-таки умолчал. Журналистам оставалось только гадать, какое отношение имеет губернатор к оперативно-следственным мероприятиям налоговых полицейских. Затем, как это у нас водится, страсти улеглись. Однако скандал имел юридическое продолжение. Энергетики подали в суд на незаконные, с их точки зрения действия сотрудников силового ведомства. И вот на днях состоялись слушания, в ходе которых выяснилось немало интересных подробностей относительно оснований для возбуждения уголовного дела.
Таковыми стали добытый неизвестным способом внутренний акт аудиторской проверки компании и два рапорта оперативных сотрудников УФСНП, основанных на агентурных данных, о том, что организации, заключившей соглашение с «Омскэнерго», в природе не существует.
Куйбышевский суд признал, что этих данных для уголовного преследования мало, и постановил, что дело было возбуждено незаконно. По закону полагалось сначала провести совместно с налоговой инспекцией проверку, установить факт налогового нарушения и тогда уже возбуждать уголовное дело.
Обоснованной была признана и жалоба руководителя «Омскэнерго» Александра Антропенко насчет того, что дело было заведено на неустановленное лицо. То есть он сам, главный бухгалтер и другие ответственные лица компании, являясь на допросы, не знали бы, кто из них подозревается, а кто свидетель. Что, по мнению суда, нарушает права граждан.
Вынесенное решение совсем не означает, что налоговых нарушений не было. Просто суд установил, что постановление о возбуждении уголовного дела было принято с нарушением норм УПК РФ. Следовательно, оно является незаконным и необоснованным. Другой вопрос, почему налоговые полицейские проявили такую спешку и не собрали исчерпывающих доказательств, которые бы наверняка убедили представителей фемиды в правомочности их действий. Впрочем на этот вопрос вряд ли кто захочет ответить.
В конечном итоге суд обязал следователя Е. Островскую устранить допущенные нарушения. Означает ли это, что после соблюдения всех правил дело будет возбуждено заново? Налоговая полиция по-прежнему настроена решительно. К тому же, как выясняется, слухи о ее кончине сильно преувеличены. Упразднят службу лишь с 1 июля. Время, чтобы доказать обоснованность претензий к энергетикам есть. А решение Куйбышевского суда еще вполне может быть пересмотрено в областной инстанции. Районная прокуратура на сей счет уже вынесла свой протест. Словом, точку в скандальной истории ставить рано.