КИСТИ И КРАСКИ - ВМЕСТО ПОГРЕМУШЕК

КИСТИ И КРАСКИ — ВМЕСТО ПОГРЕМУШЕК

Будущее малыша создается еще в колыбели материнской утробы.

Молодая мама спрашивает врача:
— Скажите, когда мне начать развивать своего ребенка?
— А сколько вашему малышу?
— Полгода.
— Так вы уже опоздали на полгода и девять месяцев!

Этот диалог, несмотря на кажущееся преувеличение, отражает подход современной педагогики к воспитанию и развитию детей. Педагоги всего мира говорят: чем раньше, тем лучше. В самом деле, будущее малыша создается еще в колыбели материнской утробы.

Несколько лет назад омская общественность была слегка шокирована объявлением о наборе в студию «Эксперимент» при музее Врубеля детей от полутора лет. Организатора студии Антонину Пластун на работу с малышами почти с пеленок вдохновил пример семьи Никитиных, Марии Монтессори, Сесиль Лупан, Глена Домана и других ярких творцов «новой педагогики». А толчком к непосредственному созданию студии раннего развития стал приезд в Омск американки Глории Крук, руководителя школы для малышей при ООН. В крупных городах школ, где занимаются дети от двух лет, как грибов. В Омске в то время студия А. Пластун была единственной. Как удавалось учить рисованию крошек, которые еще и говорить толком не умели и только начали ходить? «Все было: горшки, памперсы, исписанные музейные обои, за которые нам влетало, — вспоминает Антонина Павловна- — Не всегда я даже понимала своих детей (ведь у них в этом возрасте свой язык!). Но я улыбалась, хвалила за все работы. Дети чувствуют, что их любят, и лучатся в ответ радостью».

Был у нее и опыт работы с еще не родившимися малышами -через их будущих мам. Беременные женщины собирались в музее, смотрели картины, рисовали, общались. Внутреннюю гармонию, которую дают занятия искусством, ничем не заменишь. И многие женщины ощутили на себе благотворное влияние арттерапии. «Многим странно слышать, что развитие ребенка начинается еще тогда, когда он и она вступают в брак. Когда моя дочь носила своего ребенка, она с ним все время разговаривала, спрашивала, что ему купить. И, представьте, он ей отвечал толчками. Внук и имя себе выбрал сам еще в мамином животике. Она спрашивала: «Кто ты? Витя, Юра или Руслан?» На имя Руслан малыш отвечал толчками, и не один раз!».

Сейчас студия раннего развития поселилась в «Либеров-центре». Занимаются здесь дети с двух лет. Спрашиваю, как удается утихомиривать шалунов, увлекать рисованием непосед. «Надо влюбиться в эти сопельки! — говорит Антонина Павловна. — Главное — чтобы ребенок приходил в музей с радостью и с радостью уходил».

Как заклинание не устает она повторять детям на каждом занятии: «Вы все можете». Магическая эта формула и радостная атмосфера-ключ к душе ребенка, залог успеха. О каждом своем воспитаннике педагог может говорить долго и с восторгом. При этом с малышами бывает очень трудно. Хорошо, что всегда рядом их родители. Мама обычно держит руку ребенка с кисточкой, помогая вести линию. Потом он рисует сам. Важно не заставлять малыша заниматься, а увлекать его игрой, радостью творчества, собственным отношением. Бывали такие случаи, когда ребенок не хотел рисовать, а просто впитывал атмосферу добра и счастья, царящую на занятиях. Так было, например, с Илюшей, который начал рисовать не сразу, но зато выдал рисунок статуи Наполеона!

В студии «Либеров-центра» не просто учат рисовать. Здесь детям рассказывают о мире, часто звучит живая музыка (в гости к ребятам приходят музыканты), проводятся экскурсии. Дети побывали на ипподроме, и общение с лошадками привело их в восторг. Видели звезды в планетарии. На хлебозаводе вдыхали аромат горячего хлеба, а потом его рисовали… Музей-это радость впечатлений. Они как воздух нужны детям именно до трех лет. Ведь, по утверждениям ученых, в этом возрасте закладываются основные связи между двумя полушариями мозга, формируется характер. Вывод: надо спешить устанавливать как можно больше этих связей. Задача взрослых — не погубить в ребенке исследователя, каким он приходит на землю. Мы должны показать маленькому человеку мир во всем разнообразии, убеждая: «Этот мир добрый, он тебя принимает»…

Круг людей, интересующихся ранним развитием, расширяется. Узнав про опыт «Либеров-центра», сотрудники детского отделения психиатрической больницы загорелись идеей — лечить детей с помощью линии и цвета. Говорят, после общения с искусством мрачная, темная палитра уступает место «цветам радости». Соответственно, изменения происходят и в психике.

Прошедшая недавно в «Либеров-центре» выставка двухлетних художников сопровождалась семинаром для педагогов и воспитателей. Они говорили, что подобные студии — дело своевременное и очень нужное. Многие родители сейчас понимают важность раннего развития детей, хотят этому учиться. Хорошо бы, если бы опыт студии «Либеров-центра» подхватили детские сады. Проблема в том, что пока у нас не готовят педагогов, могущих работать с детьми на уровне повыше, чем «ладушки» и песенки про кузнечика…

Кстати

Сразу два события произошло в жизни нашего города. И оба связаны с «Либеров-центром». Недавно сюда прибыл ценный груз из Москвы: картины, музыкальные инструменты, мебель, книги и документы — всего свыше 500 экспонатов. Все они переданы в дар музею Международной ассоциацией «Искусство народов мира» и ее руководителем Николаем Корниловым.

Второе событие — в Госдуме России открылась выставка детской компьютерной графики и живописи «Мир спасет красота», сделанная руками ребят из студии для одаренных детей «Либеров-центра». 21 апреля в Москву вылетела делегация учеников и преподавателей студии. «Пусть мир виртуального насилия исчезнет! Технологии третьего тысячелетия должны служить людям», — говорят дети своим творчеством. Работы юных омичей привлекают внимание специалистов на региональных и международных выставках. Многие находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Ирландии, Германии и других стран.