16 апреля один из залов библиотеки им. Пушкина был переполнен книжными гурманами и просто любителями редкостей, как улей переполнен пчелами. «Медом» для библиофилов стали 309 книг, легко помещающихся на одном стеллаже. И не содержанием они привлекали всеобщее внимание, а формой, точнее, своим размером. Это был день открытия выставки «Миниатюрная книга в Омске». Ее экспонаты — лишь десятая часть огромной коллекции Евгения Смирнова, который собирает книги-миниатюры уже без малого сорок лет.
Данная выставка отображает развитие полиграфического дела в Омске, точнее, историю миниатюрной книги . Четырнадцать лет — срок, конечно, небольшой, особенно если вспомнить, что японцы овладели искусством создания -«игрушечных» книг еще в восьмом веке, а русские умельцы мастерили такие диковинки в восемнадцатом веке. Но не гордился бы Омск своими «левшами-полиграфистами», если бы восемнадцать лет назад не появился в нашем городе Евгений Смирнов. В свое время Петру Первому достаточно было сказать: «Быть на Руси миниатюрной книге!» Евгений Смирнов такой властью не обладает. Он просто заразил наш город своей страстью книголюба, стал той недостающей деталью, без которой не был бы запущен механизм издания мини-книг. Первая из них — «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина — увидела свет в 1989-м году. Этому событию, кстати, предшествует почти анекдотический случай. В одном из омских издательств того времени накануне какого-то юбилея было принято решение издать книгу (это была поэма Маяковского «Хорошо!»} непривычно маленького формата. И не чувство прекрасного руководило полиграфистами, а банальная необходимость экономии. Дефицит офсетной бумаги был тогда проблемой номер один.
— Увидев эту книжку, — рассказывает создатель первой миниатюрной книги Александр Токарев, — Евгений Михайлович досадливо покачал головой, мол, какая же это миниатюра: не соответствует ни русскому, ни европейскому стандартам. Так, нечто среднеазиатское.
Вот тогда, наверное, и родилось желание создать настоящую миниатюрную книгу. Доказать, в конце концов, что и омские полиграфисты не лыком шиты, способны «соответствовать стандартам». Сегодня омских миниатюристов знают во всем мире. Наиболее известны издательства -«Наследие», «Диалог Сибири» и «Сибирский Левша». Последним руководит прославленный омский миниатюрист Анатолий Коненко, причем выступает он сразу и как художник, и как полиграфист. Омский «Левша» признался, что с недавних пор работает с напарником, своим сыном. На открывшейся выставке среди многочисленных изданий «Сибирского Левши» представлен уникальный экспонат — самая маленькая в мире книга «Хамелеон» Чехова без микроскопа сложно даже увидеть, не то что прочитать. Эта выставка и не сулит увлекательного чтения. Миниатюрные книги вообще редко «употребляют» по назначению — их форма оказывается важнее содержания.