Невероятная новость — с понедельника вдруг подешевел проезд во многих маршрутных такси. С семи до шести рублей. Глядя на новенькие ценники, пассажиры не верили своим глазам. Потому что так не бывает -цены могут только расти. Наверное, здесь
есть какой-то подвох…
Правильно, подвох. Точнее, скандал. Еще точнее — война. За очень аппетитный рынок частных пассажирских перевозок, на котором сегодня крутятся большие деньги. Десятки и сотни миллионов рублей.
Ситуацию взорвал сам департамент городского транспорта, направивший в горсовет проект новых Правил пассажирских перевозок. Если депутаты за этот документ проголосуют, то маршрутная сеть областного центра, по сути, в качестве муниципальной собственности, будет выставляться на торги (конкурс или аукцион).
По мнению одного из частных извозчиков, автора публикации в нашей газете («Продавцы воздуха», «Труд-7″от 16 04.2003 г.), победителей конкурса можно назвать заранее — это несколько приближенных к власти крупных фирм-посредников. Именно им сотни владельцев «Газелей» ежемесячно платят дань в размере 6000 рублей за право ездить по маршруту. Потому как самостоятельно согласовать схему и график движения мелкому частнику чрезвычайно тяжело. Зато посредники решают эту проблему в два счета.
Как полагает вице-президент ассоциации «Автолайн» Станислав Степанов, они и пролоббировали проект новых Правил. Заметим, что созданное мэрией муниципальное учреждение «Центртранс» берет с каждого микроавтобуса по 85 рублей в день. В соответствии с договором, якобы за обслуживание маршрутов. А некоторые «близкие» фирмы, по словам Степанова, платят по 15-30 рублей.У Станислава Владимировича и многих его коллег имеется вполне определенная версия относительно того, куда идет разница.
Кстати, городская прокуратура и антимонопольный комитет пришли к выводу, что департамент транспорта вообще не вправе принуждать предпринимателей заключать подобного рода договоры. И следовательно, брать с них деньги. Муниципальная власть получила предписание устранить нарушения законодательства.
Не дожидаясь его исполнения, ООО «Независимая транспортная компания» (НТК), входящее в ассоциацию «Автолайн», с апреля прекратило платежи по договору. И намерено взыскать с департамента транспорта 1,5 миллиона рублей, уплаченных по данному соглашению ранее.
Следующим шагом стало снижение стоимости проезда до 6 рублей. По словам Степанова, как раз отказ от платежей департаменту и позволяет сделать этот шаг совершенно безболезненным для перевозчиков. Инициативу НТК поддержал и ряд других предпринимателей.
Ситуация действительно скандальная, потому как речь идет о нарушении равновесия на всем рынке пассажирских перевозок. Ведь когда проезд в автобусах подорожал до
5 рублей, «маршрутников» через колено заставили увеличить свою цену до 7, хотя многие считали это для себя невыгодным. Понятно, что теперь частные перевозчики вновь начнут перетягивать денежных пассажиров из муниципального транспорта в «Газели» — разница-то всего в один рубль выходит. Впору подумать о снижении стоимости автобусных билетов. Но кто на это пойдет?
Дальнейшее развитие событий прогнозировать сложно. Но на войне как на войне. Силы в конфликте задействованы нешуточные, и речь, повторим, идет об очень больших деньгах. Скандал, видимо, будет разрастаться. По информации из наших источников, вполне вероятны публичные разоблачения, громкие уголовные дела и многие прочие интересные вещи. А как долго горожане смогут кататься в маршрутках за 6 рублей, сегодня сказать трудно.