Мы уже писали об объявленном в Омске скоропалительном конкурсе на лучший проект памятника Михаилу Александровичу Врубелю, замечательному русскому художнику («Труд-7» от 26.03.03, «Кто создаст «пространство Врубеля?»). И выражали опасения, что в приоритете опять может оказаться не оригинальная творческая мысль, а ситуативные планы губернских властей: год выборов первого лица области хочется украсить как можно большим количеством зримых открытий.
Объявленный конкурс казался насколько демократичным, настолько и проблематичным. Как успеть за 45 дней (а именно столько времени отводилось на подачу заявок) создать оригинальный профессиональный проект? По сути, готовым можно было считать лишь один проект — старейшего омского скульптора Анатолия Цымбала. Но пять лет назад он уже был решительно отвергнут творческой интеллигенцией. Зато властям тогда нравился. И сегодня альтернативы ему не просматривалось. Использование демократичной процедуры открытого конкурса казалось формальным.
Взорвать эту предопределенность попытался один «неизвестный в широких кругах скульптор», пригласивший и вашего корреспондента на так называемый провизорный показ своего творения. Не скрою: даже малая глиняная модель шокировала: Врубель -босоногий мальчик, да еще стоящий на коленях? У автора на все есть ответ. Мальчик — потому, что будущего великого художника увезли из Омска ребенком. А молитвенная поза говорит о снисшедшем на мальчика вдохновении… Шутка»? Вовсе нет. Автор — Виктор Корб, главный редактор информационного агентства «До-инфо», которое, кстати, посвятило его проекту отдельный сайт. Виктор не скрывал, что эпатаж намеренный, что эта акция — своего рода вызов, протест против закостенелости мышления, авторитарности и стереотипов в искусстве. И заявил, что заявку на конкурс обязательно подаст в последний час последнего дня приема. Чтобы у комиссии был выбор. Еще за неделю до окончательного срока никто из профессиональных скульпторов о своих намерениях официально не уведомил организаторов конкурса.
Вечером 25 апреля, в последний день подачи заявок, я позвонила в Главное управление культуры и искусства Омской области, в отдел капитального строительства, материально-технического обеспечения и охраны памятников истории и культуры. Начальник отдела Анатолий Дмитриевич Афанасенко любезно сообщил, что поступило пять заявок. Разумеется, от Анатолия Цымбала. А также от омского скульптора Сергея Голованцева — автора уже поставленного на Тарском проспекте памятника Достоевскому. И от Сергея Норышева, «папы» веселящих народ на Любинском проспекте водопроводчика Степана и губернаторши Любы. Еще — от скульптора из Новосибирска Арама Григоряна. И от Виктора Корба, который выполнил свое обещание появиться под финал. Его заявку приняли. Демократия торжествует?
Кстати, как заверил Афанасенко, омичи смогут поглядеть на заявленные образцы своими глазами — все модели со дня на день будут выставлены в музее ИЗО на улице Ленина, 3 на широкое обозрение. И омичи смогут лично проголосовать за наиболее понравившийся вариант. Чтобы мнения были объективны, модели выставят без указания имен авторов — под номерами. Не знаем, повлияет ли серьезным образом народное мнение на окончательное решение конкурсной комиссии и ее главы, заместителя губернатора Владимира Радула. Но думается, если голосов горожан окажется очень много, вряд ли их можно будет проигнорировать с легким сердцем. Хотелось бы, чтобы общественность не осталась равнодушной. Ведь чаще всего нас вообще не спрашивают, что поставить на улицах города: все стерпим и ко всему привыкнем.