Не кто-то, а сам Президент России Владимир Путин на встрече в Ялте со своим украинским коллегой Леонидом Кучмой обсудил вопрос организации производства самолета Ан-70 и подтвердил, что такой самолет необходим и Россия совместно с Украиной будет его выпускать.
Ан-70 по сравнению с Ил-76 имеет чуть меньшую скорость (800 км/ч против 850 км/ч) и дальность полета (до 4 тыс. км против 4,5 тыс. км), но при этом обладает другими неоспоримыми для военно-транспортного самолета достоинствами. Он в отличие от Ил-76 способен взлетать с коротких (600-800 м) грунтовых площадок и, имея на 2 м более широкий фюзеляж, брать на борт крупногабаритную военную технику. Кроме того, двигатели Ан-70 на 30 % экономичнее, чем у его конкурента.
На пресс-конференции, отвечая на вопрос, каковы планы Российской Федерации по реализации совместного проекта выпуска самолета Ан-70 и будет ли Россия его финансировать, Владимир Путин заявил: «Россия уже инвестировала в этот проект немало средств, и нам бы очень хотелось, чтобы он был завершен. Сегодня мы обсуждали и эту тему. Главное, на мой взгляд, заключается в том, чтобы заранее определиться с рынком сбыта. Это высокотехнологичная продукция, и мы крайне заинтересованы в том, чтобы поддерживать аэрокосмический комплекс как России, так и Украины. Повторяю, самое главное — это определиться, кто и на каких условиях у нас будет покупать самолеты. Я согласен с президентом Украины в том, что мы не должны этот проект забывать, тем более что денег истрачено уже немало».
В высказываниях на таком уровне имеет значение даже их последовательность. Так вот, на вопрос об Ан-70 Путин отвечал после традиционных слов благодарности хозяину саммита и вопроса об увязывании экономической интеграции России и Украины с их планами по вступлению во Всемирную торговую организацию. Но столь важные темы, как процесс создания газотранспортного консорциума и нынешняя ситуация в Ираке, звучали в ответах российского президента уже потом. Правда, Леонид Кучма по поводу Ан-70 ничего не сказал, но, во-первых, он вообще был немногословен, а во-вторых, вопрос все же адресовался Путину.
Мнение президента особенно важно на фоне «рекомендаций», полученных в марте «Полетом» от главкома ВВС России Владимира Михайлова. Он настаивает на том, что Ан-70 «морально устарел», при испытаниях имел слишком много отказов двигателей и обладает повышенной шумностью, на основании чего советует правительству отказаться от закупок этого самолета, а «Полету» рекомендует приостановить подготовку к его серийной сборке. Аналогичный самолет, по мнению Михайлова, нужно создавать на базе модернизации Ил-76, которую осуществляют предприятия Воронежа и Самары. Однако в беседе с президентом во время апрельского российско-казахстанского саммита на высшем уровне в Омске губернатор области Л. Полежаев вновь затронул вопрос о целесообразности производства Ан-70. Теперь после высказываний Главнокомандующего Вооруженными силами России, которым по Конституции является президент страны, Владимиру Михайлову будет весьма затруднительно лоббировать интересы главных конкурентов омичей в тендере на производство военно-транспортного самолета. Кстати, правительство тоже уже, похоже, определилось — премьер-министр Михаил Касьянов отдал распоряжение Минобороны и Минфину к июню подготовить все документы, необходимые для финансирования программы производства Ан-70 в Омске.