Занятия в средней школе села Дурново Муромцевского района начинаются в 9 утра. 8 мая примерно в 9.15, когда уже шел первый урок, вдруг стало плохо шестикласснице. Правда, как говорит директор школы Алексей Печенин, она сама по себе девочка слабенькая, тошнило ее и раньше, поэтому никто не испугался. Но когда закружилась голова и у другой, поняли, что случилось неладное. Девчонки упали в обморок, а остальные дети и взрослые почувствовали странный сладковатый запах.
Директора в школе не было — по его словам, он в этот предпраздничный день брал отгул. Учитель ОБЖ Николай Викторович Балашков тут же начал эвакуацию ребят. Хотя школа для маленького села довольно большая, двухэтажная, все 113 школьников оказались на улице в считанные минуты. И тут уже в обмороки начали падать один за другим. Детей отвозили в больницу до поздней ночи по мере ухудшения состояния — по рассказам родителей, у них падало давление, возникала слабость и сердечная аритмия.
Среди пострадавших оказалось и трое взрослых — две учительницы и гардеробщица, довольно молодые и крепкие женщины не старше сорока. К концу дня в Муромцевской центральной больнице было 70 человек, включая взрослых, ночью доставили еще 9 ребят. В тот же день в район выехала бригада специалистов в составе директора областного центра медицины катастроф Александра Пензева, врачей — педиатра,невропатолога, токсикологов, инфекциониста. Официальный диагноз гласит: отравление неизвестным газом общетоксического действия легкой степени на фоне сопутствующих соматических заболеваний. Выставлен он шести школьникам и гардеробщице. 45 человек выписали утром 9 мая, остальных чуть позже, в понедельник в больнице оставалось трое пострадавших, и то, по словам медиков, совсем с другими заболеваниями.
Генерал Владимир Гуржей, начальник Главного управления по делам ГО и ЧС области, сообщил, что ничего страшного не случилось, просто учитель ОБЖ, он же химик, поднял панику. В центре медицины катастроф заявили, что и отравления никакого не было — лишь небольшое количество газа, сильно всех напугавшее.
Муромцевская милиция выдвинула версию, что ЧП произошло в результате злой шутки семиклассника-хулигана, который принес баллончик с дихлофосом. Ребенок из сложной, хотя вполне материально благополучной семьи. Пять лет назад они переехали из Казахстана, мама занимается домашним хозяйством, отчим работает на Севере — его, кстати, спешно вызвали. Пацан то ли с перепугу, то ли от избытка героизма- признался во всем. Но на другой же день, по нашим сведениям, отказался от своих признаний. Начальник Муромцевского УВД Анатолий Мурин никаких объяснений давать не стал, заявив, что дело передано в ФСБ.
А родители пострадавших детей недовольны. В понедельник госсанэпиднадзор позволил начать занятия в школе, но на уроки пришло меньше половины детей. «Нас уверяют, что ничего страшного не произошло, — сказала мама одной из семиклассниц, -но мы не верим и с этим не согласны». Сельчане выдвигают свои версии. Все боятся чеченского терроризма, хотя это и кажется фантастичным — уж слишком далека деревня Дурново от центров цивилизации.
Есть и такое мнение: акт совершен не против детей, а против семьи Печениных. Дело в том, что Алексей Печенин, молодой (и по возрасту, и по стажу) директор школы, сделавший очень быструю карьеру, — сын главы Муромцевской администрации Михаила Печенина, который, кстати, тоже когда-то работал в этой школе физруком. В ней же сегодня работает учителем жена главы района Галина Петровна. Живут все Печенины в Дурново, и отзываются о них сельчане неоднозначно.
Заместитель главы Муромцевской администрации по социальным вопросам Иван Демух версию о вредительстве семье Печениных категорически отверг — говорит, что люди хорошие, оснований нет. Демух склоняется к милицейской версии.
Тем не менее вопросов, на которые не дают ответа официальные органы, осталось множество. Во-первых, что это был за газ? Судя по словам токсикологов, клиническая картина не очень похожа на отравление дихлофосом. Тем более, что одного баллончика явно маловато для отравления большого количества людей в двухэтажном здании.
Странно, что главный подозреваемый совершенно не пострадал, хотя сам-то он был ближе всего к источнику «дурного воздуха». Непонятно, где совершалась эта операция, в школе шли уроки, должны были дежурить сотрудники, и спрятаться, собственно, негде. Но никто ничего не видел, до сих пор не нашли и злополучный баллончик. А если речь идет только о панике, напрасно поднятой учителем химии, тогда непонятна реакция губернатора области Леонида Полежаева, который немедленно выехал на место и даже пообещал компенсацию всем пострадавшим.
Что касается семьи подозреваемых, Иван Демух уверяет, что она и дальше может жить спокойно -никакого морального давления на нее оказано не будет.
-Мы не позволим. С кем не случается? Был бы боевой газ — было бы ЧП, а так это просто детская шалость.
Однако вопреки заявлениям официальных лиц, родители и педагоги почему-то уверены, что ЧП — дело взрослых рук.